Бирр-Цуркан Лилия Федоровна
кандидат филологических наук, доцент
руководитель магистерской программы ВМ.5785 «Межкультурная коммуникация: немецко-русский диалог/ Interkulturelle Kommunikation als Kulturdialog»
Сфера научных интересов
Теоретические и прикладные исследования в области германистики, синхронические и диахронические исследования немецкого языка, межкультурная коммуникация, ритуалы коммуникации, речевой этикет в диахронии, категория вежливости
Академическая биография
1988 – окончила Ленинградский государственный университет по специальности «Романо-германские языки и литература (немецкий язык)»;
1988 – ассистент кафедры немецкой филологии СПбГУ;
2005 – старший преподаватель кафедры немецкой филологии СПбГУ;
2007 – кандидат филологических наук, тема диссертации: «Единицы речевого этикета и их функционирование в средневерхненемецком языке», научная специальность 10.02.04 - Германские языки;
2009 – доцент кафедры немецкой филологии СПбГУ;
2013 – присвоено ученое звание доцента
Публикации
Автор более 30 научных работ и учебно-методических пособий. Ответственный редактор ряда тематических сборников научных трудов и учебно-методических пособий.
SPIN-код: 6976-6682
ResearcherID: C-3269-2016
Монографии
- Очерки по исторической прагматике германских языков / отв. ред. Г.А. Баева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 272 с. (коллективная монография)
- Kommunikative Praktiken in sozialen Kontexten: Sprachliche Mittel im Einsatz / Hrsg. von Christina Gansel, Sergej Nefedov, Irina Jesan. (Reihe: Projekt Angewandte Linguistik. Bd. 3). Münster – Berlin – London: LIT-Verlag. 2019. – 256 S. (коллективная монография на немецком языке).
Избранные научные статьи последних лет
- Respektausdruck im epistolarischen Diskurs in der deutschen Sprachgeschichte // Kommunikative Praktiken in sozialen Kontexten. Sprachliche Mittel im Einsatz Сер. "Projekt Angewandte Linguistik" Berlin LIT Verlag, 2019. С. 187-198
- Kommunikativ-pragmatische Struktur eines epistolarischen Textes (am Beispiel des Briefwechsels von Leibniz). // Textgliederungsprinzipien. Ihre Kennzeichnungsformen und Funktionen in Texten vom 8. Bis 18. Jahrhundert. ред. Franz Simmler. Том 34 Berliner Sprachwissenschaftliche Studien. Берлин: WEIDLER, 2019. стр. 463-480
- Motiviertheit der Phraseme mit Farbbezeichnungen im Russischen und im Deutschen. Eine interkulturelle Studie. (в соавторстве с К.В. Манёровой, М.В. Корышевым) // Sprachen, Literaturen und Kulturen im Kontakt: Beiträge der 25. Linguistik- und Literaturtage, Miskolc/Ungarn, 2017 (Sprache und Sprachen in Forschung und Anwendung; Том 8) Hamburg: Verlag Dr. Kovač, 2019. стр. 345-353
- Benimmbücher как регулятор коммуникативного поведения немцев // Германистика сегодня: Материалы Международной научно-практической конференции Казань, 16–17 октября 2018 г.. ред. / Мария Кулькова. Казань: Казанский Федеральный университет, 2019
- Формульность эпистолярного жанра в истории немецкого языка. // Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.Г. Адмони. Изд-во СПбГУ 2019. 19-20
- Этикетность как жанровая особенность эпистолярных текстов. // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете Типология речевых жанров. Санкт-Петербург, 2019. С. 9-25
- Обращение как организующий элемент в эпистолярном дискурсе. // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете Санкт-Петербург, 2018. С. 115-131
- Deutsche und russische Stellenanzeige als Textsorte // Language and Speech in Synchrony and Diachrony Papers from an International Linguistics Conference. Edited by Galina T. Polenova and Tatiana G. Klikushina. 2017. С. 332-348
- Bezugspunkte von räumlichen und zeitlichen Verhältnissen im Mittelhochdeutschen (An Beispiel des "Nibelungenliedes“) // Anfang Sprachwissenschaftliche Implikationen. Herausgegeben von Anna Dargiewicz. Würzburg, 2016. С. 23-32
- Изображение эмоций в романе "Эрек“ Хартмана фон Ауэ // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2016. С. 100-108
- Понятия "свой/чужой" в системе координат межкультурной коммуникации. // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете Санкт-Петербург, 2015. С. 172-184
Учебники и учебные пособия
- Школьные олимпиады СПбГУ 2018: иностранные языки. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2018
- Орфография немецкого языка: история и современность. Учебно-методическое пособие. Часть I Санкт-Петербург, 2017
- Учебные задания и методические указания по аудированию серии DVD „Deutschland: Lenker und Gestalter“ для студентов отделения бакалавриата. Издательский Центр «Академия», 2011.
- Volkslied und Volksballade: Учебно-методическое пособие по аналитическому чтению для студентов 2 курса бакалавриата. Часть 1 и 2. (в соавторстве с Манеровой К. В.). Санкт-Петербург, 2013
- Методические указания к курсу лекций «Страноведение Германии (географический аспект)» для студентов отделения бакалавриата (в соавторстве с Манеровой К. В., Корышевым М. В.). Санкт-Петербург, 2011
Полный список публикаций на PURE
Академический опыт и научные достижения
Имеет многолетний опыт международного научного сотрудничества с немецкими университетами. Участвовала в целом ряде международных научно-образовательных проектах, в том числе в совместных грантах DAAD по германистике: с Университетом Фрайбурга (ID 57 155832: «Вариативные процессы в языке и литературе»); с Университетом Грайфсвальда (ID 57 222954: «Коммуникативные практики в социальном контексте немецкого языка и литературы»). Проводила занятия в Университете Грайфсвальда в качестве приглашенного доцента.
Активно сотрудничает с немецким сообществом в сфере истории немецкого языка, являлась участницей проекта IAS_19.23.468.2009 «Исследования по исторической прагматике и диахроническому синтаксису германских языков», с немецким лингвистическим обществом (Gesellschaft für Sprache und Sprachen – GeSuS). Член Российского союза германистов. Участвует в олимпиадном движении школьников и студентов. Является многолетним председателем жюри и методкомиссии районного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.