Вопрос 142

Сейчас в педагогической практике в  названии статей, научных работ и т.п. принято часто употреблять  слово "посредством". Например: "Развитие чувства ритма у дошкольников посредством элементарного музицирования"; «Развитие речи у дошкольников посредством логоритмики." Правильно ли считать такой оборот не уместным (как многие говорят) из-за родства со словом "Посредственность"?

Ответ:

Большой академический словарь содержит следующее толкование предлога «посредством»:

Предлог (употребляется с родительным падежом) для указания на предмет, лицо, при помощи которого что-либо осуществляется; при помощи чего-либо; путем чего-либо.

Иллюстрация: Она больше не хочет сама танцевать, она будет служить искусству посредством своих учеников (Ольга Форш «Михайловский замок»).

Стилистические пометы в словарной статье отсутствуют.

Если же обратиться к словарной статье «Посредственный», то первое значение (совершающийся через посредство кого-, чего-либо; опосредованный) содержит помету «устаревшее».

Иллюстрация: Цель, которая интересует меня на протяжении всей моей работы как художника, - это воздействие на зрителя, посредственное (через актера) и непосредственное (декорацией) (Н. Акимов «О театре»).

Нейтральным является только второе значение: «невысокого качества; заурядный, средний».

Таким образом, в современном русском языке семантическая связь между предлогом «посредством» и прилагательным «посредственный» и существительным «посредственность» не кодифицируется и может быть установлена только в результате семантического анализа в диахроническом аспекте.