17 октября в Университете пройдет встреча со старшим научным сотрудником Научной лаборатории «Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте» ИМЛИ им. А. М. Горького РАН Георгием Велигорским.
Начало в 10:40.
Место проведения: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, ауд. 190.
По вопросам участия в чтениях надо обращаться к Марине Владимировне Иванкива, доценту кафедры истории зарубежных литератур, m. ivankiva@spbu.ru
Аннотация доклада
Семинар будет посвящен инновационному термину, введенному докладчиком и теоретически осмысляемому им в контексте фантастического пространства, — «дом на краю времени». Этими словами мы предлагаем обозначать особый локус, в рамках которого наблюдается сочетание нескольких времен — настоящего, прошедшего и (реже) будущего, — которые, проницая друг друга, создают особый хронологический сдвиг, временно́е «мерцание», тем самым вызывая у читателя ощущение, что он смотри волшебный сон. Такое пространство, как правило, создается за счет умелого использования приема анахронизма: когда автор нарушает хронологическую достоверность и внедряет в текст черты иных эпох, однако делает это не нарочито, как в литературе «time-slip fantasy», но исподволь, с расчетом на внимательного читателя, который сможет разгадать предложенную ему литературную игру.
В рамках доклада будет рассмотрен ряд произведений викторианской и эдвардианской эпох, тексты, оказавшие существенно влияния на становление детской литературы XX—XXI вв.еков и фантастической литературы в целом. В числе таковых — повесть Чарлза Кингсли «Дети вод» (1863), роман Джулианы Хорейши Юинг «Воспоминания старушки из дома напротив» (1869), сказочная повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах» (1908), роман Луизы Мэри Молсуорт «Дом на перекрестке ветров» (1891), а также романы Уильяма Мэйна «Тверди земные» (1966) и «Там, далеко, за холмами» (1969), объединяемые тем, что во всех них авторы создают фантастическое пограничье, существующее на перекрестке времен, а «домом на краю времени» предстают не только изображенные в них обиталища персонажей, но и весь запечатленный в них фантастический универсум.
Исследование выполнено в рамках гранта «24−78−10 093: Поэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы».
Начало в 10:40.
Место проведения: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, ауд. 190.
По вопросам участия в чтениях надо обращаться к Марине Владимировне Иванкива, доценту кафедры истории зарубежных литератур, m. ivankiva@spbu.ru
Аннотация доклада
Семинар будет посвящен инновационному термину, введенному докладчиком и теоретически осмысляемому им в контексте фантастического пространства, — «дом на краю времени». Этими словами мы предлагаем обозначать особый локус, в рамках которого наблюдается сочетание нескольких времен — настоящего, прошедшего и (реже) будущего, — которые, проницая друг друга, создают особый хронологический сдвиг, временно́е «мерцание», тем самым вызывая у читателя ощущение, что он смотри волшебный сон. Такое пространство, как правило, создается за счет умелого использования приема анахронизма: когда автор нарушает хронологическую достоверность и внедряет в текст черты иных эпох, однако делает это не нарочито, как в литературе «time-slip fantasy», но исподволь, с расчетом на внимательного читателя, который сможет разгадать предложенную ему литературную игру.
В рамках доклада будет рассмотрен ряд произведений викторианской и эдвардианской эпох, тексты, оказавшие существенно влияния на становление детской литературы XX—XXI вв.еков и фантастической литературы в целом. В числе таковых — повесть Чарлза Кингсли «Дети вод» (1863), роман Джулианы Хорейши Юинг «Воспоминания старушки из дома напротив» (1869), сказочная повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах» (1908), роман Луизы Мэри Молсуорт «Дом на перекрестке ветров» (1891), а также романы Уильяма Мэйна «Тверди земные» (1966) и «Там, далеко, за холмами» (1969), объединяемые тем, что во всех них авторы создают фантастическое пограничье, существующее на перекрестке времен, а «домом на краю времени» предстают не только изображенные в них обиталища персонажей, но и весь запечатленный в них фантастический универсум.
Исследование выполнено в рамках гранта «24−78−10 093: Поэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы».