Вы здесь: Главная Новости и события Новости В СПбГУ начала работу XXV Открытая конференция студентов-филологов

В СПбГУ начала работу XXV Открытая конференция студентов-филологов

Мероприятие проходит с 18 по 23 апреля.

На пленарном заседании конференции с приветственной речью выступила доцент СПбГУ Ольга Блинова (кафедра общего языкознания им. Л.А. Вербицкой). Она отметила, что мероприятие проходит в онлайн-формате уже в третий раз и выразила надежду на его возвращение в очный формат.

В организации конференции традиционно принимают участие студенты. Так, сопредседателем Программного комитета в этом году выступила магистрантка второго курса Ксения Прихотько (образовательная программа «Русская литература»). Она выразила слова благодарности студентам, которые принимают участие в мероприятии в этом году. «Как мне кажется, смысл этой конференции (как, впрочем, и смысл филологии) всегда заключался в содружестве и стремлении к пониманию другого. На этой конференции мы всегда пытались понять другие кафедры, методы, школы, дисциплины. И надеюсь, что в ближайшие дни у нас получится если не достичь этого понимания, содружества, диалога, то стремиться к нему», – сказала она.

Секретарь конференции, студентка третьего курса Аглая Фролова (образовательная программа «Отечественная филология») поблагодарила оргкомитет за помощь студентам в становлении их научной жизни. «Очень важно, чтобы студенты имели возможность участвовать в каком-то общем деле с настоящими учеными и чувствовать себя сопричастными к этому», – добавила секретарь конференции.

Первым пленарным докладчиком выступил директор ИРЛ РАН, руководитель Центра исследований детской литературы Валентин Головин. Он рассказал о том, что на хрестоматийные, всем знакомые тексты русской литературы иногда следует посмотреть под непривычным углом. Так, например, исследователь подробно рассказал о повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»: «Я с улыбкой говорю, что есть ощущение, что критики этого текста (за редким исключением) самого произведения не читали. Я не могу понять, почему этот текст сопоставляется с общественно-полезным движением и не сопоставляется с романтической повестью Рувима Фраермана “Дикая собака Динго”, которая вышла на год раньше». Он обратил внимание слушателей, что Тимур и его команда в повести сделали весьма небольшое количество общественно-полезных дел: сложили поленницу дров, наполнили кадку водой и поймали козу. «Хочу, может быть, не по-научному призвать вас смотреть на хрестоматийные тексты не по-хрестоматийному», – подытожил Валентин Головин.

Следующее выступление «Императив как главный предикат в сложном предложении. Грамматика и стилистика» представил профессор Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Школы лингвистики НИУ ВШЭ Александр Летучий. Исследователь изучал «поведение» форм повелительного наклонения в сложных предложениях в роли главного глагола. Тексты из Национального корпуса русского языка Александр Летучий рассматривал с различных сторон: например, одним из аспектов исследования стало «расстояние» от глагола до точки.

Завершил пленарное заседание доцент Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ Андрей Костин. Его доклад «Можно ли прочитать ненаписанное и услышать несказанное? Ранние читатели радищевского “Путешествия” и их следы» был посвящен различным пометкам, оставленным читателями «Путешествия из Петербурга в Москву» в «спиcках» XVIII-XIX веков. Одним из аспектов, которые он осветил в своем выступлении, стали темы и проблемы, затрагиваемые в произведении, которые волновали читателей разных лет. Например, внимание читателей к вопросам свободы слова и цензуры хронологически совпадает с общим вниманием публики к ним, что можно зафиксировать, сопоставив «списки» с другими источниками. Если в 1790-х годах цензура не была значимым вопросом для общественности, то в конце 1800-х годов (после передачи цензуры в ведение университетов) она оказывается видимой для гораздо большего количества людей, что находит отражение и в пометках читателей «Путешествия из Петербурга в Москву».

Добавим, в рамках конференции были организованы 28 секций, объединенных по восьми направлениям. В мероприятии принимают участие студенты-филологи из СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Новосибирского государственного университета, Луганского государственного педагогического университета, Донецкого национального университета и других вузов.

Ознакомиться с программой можно по ссылке.

Информация о том, как присоединиться к трансляциям, размещена здесь.