Денис Мацуев: «Как только я решу преподавать - тут же дам вам знать»
До начала лекции Денис Мацуев и декан факультета искусств Валерий Гергиев, по приглашению которого и приехал прославленный пианист, встретились с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым. Студенты и преподаватели с таким нетерпением ждали встречи с гостями, что зал просто взорвался аплодисментами при появлении Дениса Мацуева и Валерия Гергиева. Они сразу предложили студентам задавать вопросы и вести беседу в интересующем их русле. Студенты уговаривать себя не заставили и сходу поинтересовались мнением Дениса Мацуева, когда же арт-менеджмент и меценатство в России достигнут уровня США. На что пианист посоветовал не очень ориентироваться на запад. «Американская модель арт-менеджмента далеко не совершенна. Многие известнейшие американские оркестры сейчас находятся на грани банкротства, как например, Филадельфийский симфонический оркестр – один из ведущих коллективов США. Симфонический оркестр Цинциннати от банкротства спасла правнучка основателя компании Procter&Gamble, вложив в него около 115 млн. долларов», - привел примеры Денис Мацуев. По его мнению, культура изначально всегда была убыточной. Арт-менеджмент непростая вещь. Однако если бы у нас в стране не проводились такие фестивали как «Звезды белых ночей» и Пасхальный, то только при наличии телевизионного контента, мы были бы бедны. Помимо уровня зарплат музыкантов, в России, по словам пианиста, нужно решать и проблему с концертными залами, с которыми просто беда, особенно в регионах. «Поэтому открытие концертного зала в Мариинском театре – настоящая бомба. Великолепная акустика. Петербургу очень повезло, что в этом городе есть зал такого уровня и такие люди», - отметил артист. Студенты высказали свою озабоченность тем, что на концертах сегодня почти не звучит музыка современных композиторов. На что Валерий Гергиев заметил, что больше, чем Мариинский театр, в этом направлении сегодня не делает, пожалуй, ни один музыкальный коллектив в мире. «У нас звучит Родион Щедрин, Софья Губайдуллина, Борис Тищенко. Мы поставили оперу «Мертвые души», либретто для которой написал Родион Щедрин. 30 лет эта опера не ставилась в России», - подчеркнул маэстро. Согласился с ним и Денис Мацуев, однако признал, что афиши концертов, опер в последнее время пестрят одними и теми же именами. «Это объясняется тем, что нужны кассовые сборы. Произведения огромного количества знаменитых российских композиторов не исполняются сегодня нигде. Тот же самый Арам Хачатурян, - рассказал Денис Мацуев. – Но есть сегодня кадры среди современных композиторов, за которыми надо следить и которых надо играть. Вот только мелодия не возвращается. Молодое поколение композиторов делает ставки на спецэффекты, эмоции. А я человек тональности, мне бы хотелось услышать помимо спецэффектов, эмоциональность и глубину в музыке, как у Родиона Щедрина, например». Студенты поинтересовались у знаменитого пианиста, почему он не преподает, ведь многие артисты совмещают концертную и педагогическую деятельность. На что знаменитый гость отметил, что очень сложно совмещать две одновременно столь похожих и столь разных вещей: концертную и педагогическую деятельность. «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо иметь педагогическую жилку. Я давал в Японии мастер-класс и это был провал в том смысле, что мне не удавалось объяснить, как надо играть. Я садился за инструмент, показывал – играл сам, но донести, как этого достичь мне тогда не удалось. Многие музыканты совмещают преподавание и гастроли. Как только я решу преподавать, я тут же дам вам знать», - пообещал Денис Мацуев.