Доцент Нина Щербак расскажет о мелодике речи и языка музыки на примере творчества Владимира Набокова
Вопрос, является ли музыка языком или речью, или это абстрактный набор символов, так и не находит однозначного решения. Любое музыкальное произведение, подобно знаку языка, материальная форма связывается в сознании слушателя с комплексом понятий и эмоций. Музыкальная коммуникация реализует себя как речь, хоть музыкальный язык и виртуален.
Владимир Набоков неоднократно признавался, что у него нет музыкального слуха, и в его случае «слух и мозг отказываются сотрудничать». Форма взаимодействия, найденная им в качестве замены музыке, — «решение шахматных задач». Продуманность шахматной игры сходна с бесконечным количеством словесных, графических и звуковых комбинаций, которыми оперирует автор. Любая мысль, любое воспоминание в романе облекается в ряд символов. Для художественного мышления Набокова характерно стремление изображать явления в единстве противоположных начал. Прозу Набокова можно сравнить с движением «семантических качелей». Мотив «перевернутого мира», хорошо знакомый барочному воображению, обретает зловеще шутливый тон в романах Набокова, чей нарратив часто сравнивают с принципом перевертня (или обратимости). Романы «Ада» (Ada or Ardour), «Отчаяние» (Despair), «Просвечивающие предметы» (Transparent things) — хорошие тому подтверждения.
Начало в 18:00.
Место проведения: Музей имени В.В. Набокова СПбГУ, Большая Морская улица, 47.
Проход на лекцию осуществляется по билету в музей.
Добавить событие в календарь |
vCal (Windows, Linux) iCal (Mac OS X) |
---|