17 октября — встреча с Георгием Велигорским

Тема его выступления — «Дом на краю времени: "анахронизм" как способ создания фантастического пространства в детской литературе Великобритании XIX—XXI вв. (Ч. Кингсли, К. Грэм, У. Мэйн)».

17 октября в Университете пройдет встреча со старшим научным сотрудником Научной лаборатории «Rossiсa: Русская литература в мировом культурном контексте» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Георгием Велигорским.

Начало в 10:40.

Место проведения: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.11, ауд. 190.

По вопросам участия в чтениях надо обращаться к Марине Владимировне Иванкива, доценту кафедры истории зарубежных литератур, m.ivankiva@spbu.ru

Аннотация доклада

Начиная с XIX века в произведениях британской литературы, адресованных юному читателю, начинает возникать необычный образ мира, в котором, без вмешательства фантастического элемента и почти неощутимо для читателя, гармонически сочетаются различные времена и эпохи. Главным художественным приемом создания такого универсума служит анахронизм, умело используемый автором и не выставляемый им напоказ; последний, в свою очередь, может оставлять подсказки для внимательного читателя, готового включиться в эту «игру». Образ такого пространства оказывается созвучен идеям, развиваемым в литературоведении последних лет, таким как концепция «мифического (нелинейного) времени» (М. Николаева), «замкнутый мир» (П. Хант), «мир-палимпсест» (М. Серто) и пр.

Важнейшим локусом такого мира в рассматриваемых нами текстах («Дети вод» Ч. Кингсли (1863), «Ветер в ивах» К. Грэма (1908)) оказывается пространство родного дома — будь то дворянская усадьба или небольшой подземный «особнячок», — для обозначения которой мы предлагаем использовать введенный нами термин «дом на краю времени».

В докладе мы рассмотрим, какие приемы используют авторы для создания такого пространства, как именно они сочетают, наслаивая друг на друга, различные временные пласты, сколь различную роль играет оно в их произведениях. В качестве дополнительной задачи мы проанализируем мир романов У. Мэйна «Тверди земные» (1966) и «Там, далеко, за холмами» (1969) — изображенной в которых фантастическое «пограничье», на наш взгляд, служит развитием образа долины Вендейла из сказочной повести Ч. Кингсли.

Исследование выполнено в рамках гранта «24-78-10093: Поэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы».

Добавить событие в календарь vCal (Windows, Linux)
iCal (Mac OS X)