Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ

1. Факторы формирования и общая характеристика средневековой литературной эпохи
2. Эпос средневековой Европы в историко-литературном и теоретическом аспектах
3. Ранний итальянский Ренессанс: начало новой литературной эпохи
4. Ренессансный театр: проблема его возникновения, национальные варианты, жанры
5. Ренессансная революция жанровой системы: новелла и роман, комедия и трагедия, сонет.
6. XVII век как особый этап в развитии западноевропейских литератур. Барокко и классицизм.
7. Эпоха Просвещения: хронологические границы, идеология, национальная специфика. Основные литературные направления.
8. Просветительский классицизм, его отличия от классицизма XVII века; крупнейшие представители и жанровая система.
9. Роман как ведущий жанр зрелого Просвещения и проблема просветительского реализма.
10. Европейский сентиментализм как литературно-эстетическая система и его национальные варианты.
11. Романтизм, его социально-исторические предпосылки и философская почва; важнейшие черты романтического художественного мира.
12. Классический реализм в Англии и Франции, основные этапы его развития и важнейшие черты эстетики.
13. Натурализм, его научно-философские предпосылки и литературно-эстетические принципы.
14. Новаторские тенденции в западноевропейской драматургии второй половины XIX века. Поэтика драмы нового типа.
15. Понятия декаданса, символизма, эстетизма и границы между ними. Их конкретные проявления в литературе fin de siècle.
16. Литературный процесс начала ХХ века: традиции и новаторство.
17. Первая мировая война в литературе Западной Европы и США.
18. Проблемы человеческого существования в литературе ХХ века.
19. Литература 1960−80-х годов в новых социокультурных условиях.
20. Постмодернизм: проблема термина и явления.


II. Дополнительный раздел (по национальным литературам)

А) англоязычная литература:


1. Общая характеристика средневековой английской литературы. Англосаксонский эпос «Беовульф».
2. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера: тематика, жанровое и композиционное своеобразие.
3. Творчество Шекспира и елизаветинская драма.
4. Творчество Мильтона и английская революция.
5. Английское Просвещение: общая характеристика. Просветительский роман: Филдинг и Стерн.
6. Английский романтизм: общая характеристика. Поэмы Байрона. Вальтер Скотт как создатель жанра исторического романа.
7. Творчество Диккенса и Теккерея как две взаимодополняющие реализации эстетики реалистического романа.
8. Эстетизм в английской литературе «конца века» и творчество О. Уайльда.
9. В. Вульф, Дж. Джойс и Дж. Голсуорси как представители основных ветвей в развитии английской литературы начала ХХ века.
10.Английский роман второй половины ХХ века (А. Мердок, У. Голдинг, Дж. Фаулз): проблематика и поэтика.


Б) испанская литература:
1. Проблемы формирования испанской средневековой народности и ранняя испанская литература: "Песнь о Сиде", Mester de clerecia, «Граф Луканор» Хуана Мануэля, "Книга благой любви" Хуана Руиса. Литература XV в.: "Строфы на смерть отца" Хорхе Манрике и «Пляска смерти» в испанской литературе. Романсеро
2. Испанский Ренессанс: общая характеристика, жанровая картина, традиция пикарески ( «Селестина»,"Ласарильо с Тормеса"), испанский театр XVI века и творчество Лопе де Веги.
3. Испанский мистицизм: Тереса де Хесус и Сан Хуан де ла Крус.
4. "Дон Кихот" Сервантеса и испанский Ренессанс
5. Кальдерон, Гонгора, Кеведо и испанское барокко
6. Испанский романтизм: Густаво Адольфо Беккер, Х. де Эспронседа, Мариано Хосе де Лара
7. Литература «поколения 98 года» и Антонио Мачадо
8. Испаноязычный поэтический модернизм. Рубен Дарио.
9. Характер литературного процесса в Испанской Америки в колониальном периоде и в эпоху Войн за независимость. Понятие «ускоренного развития» литературы
10. Синтезирующий характер латиноамериканского романа второй половины ХХ в.: Рульфо, Кортасар, Маркес.

В) итальянская литература:
1. Творчество Данте: от «Новой жизни» к «Божественной комедии»
2. Творчество Петрарки
3. Боккаччо и новелла Возрождения
4. Философско-правовые теории Просвещения: Джамбаттиста Вико и Чезаре Беккариа
5. Итальянский театр XVIII в. : Гольдони, Гоцци, Альфиери
6. Итальянский романтизм и творчество А. Мандзони
7. Эстетика веризма. Л. Капуана и Дж. Верга
8. Проза и драматургия Л. Пиранделло
9. Творчество А. Моравиа
10. Итальянская проза ХХ в. (И.Звево, Ч. Павезе, В. Пратолини, И. Кальвино, У. Эко)

Г) немецкоязычная литература:

1. Общая характеристика средневековой немецкой литературы. “Песнь о Нибелунгах”. Миннезанг
2. Немецкое литературное барокко и творчество Гриммельсгаузена
3. Немецкое Просвещение: общая характеристика. Г. Э. Лессинг. Ф. Шиллер
4. Творчество И. В. Гете
5. Немецкий романтизм: общая характеристика. Новалис. Э. Т. А. Гофман
6. Немецкоязычная литература 1830 – 1870 гг. Г. Гейне. Г. Келлер
7. Немецкоязычная литература конца XIX – начала XX вв. Г.Гауптман. Р. М. Рильке
8. Немецкоязычная литратура меду двумя мировыми войнами: Ф. Кафка. Т. Манн. Б. Брехт. Г. Гессе
9. Немецкоязычная литература после 1945 г.: Г. Белль. А. Зегерс. М. Фриш
10. Современная немецкоязычная литература. Г. Грасс. К. Вольф. Э. Елинек

Д) французская литература:

1.Французский рыцарский роман Типология героя и сюжета.
2. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как синтез французского Возрождения.
3. Теория и практика французского классицизма.
4.Эстетическое, жанровое, идейное разнообразие и единство французского Просвещения
5. Творчество Гюго в аспекте эстетических принципов, проблематики и жанровой системы французского романтизма
6. «Человеческая комедия» Бальзака как классический феномен романного творчества XIX века.
7. Принципы исторического романа в европейской литературе XIX века и французские произведения этого жанра (де Виньи, Мериме, Гюго, Флобер и др.)
8.Символизм как эстетическое выражение умонастроений конца века (поэзия Верлена, Рембо, Малларме)
9.Литература французского экзистенциализма (Камю, Сартр)
10. Современный французский роман.

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930