Мировые войны в истории и литературе Великобритании
1.1. Цели и задачи учебных занятий |
|||||||||
Общепредметные |
|||||||||
Освоение общих методологических принципов гуманитарных наук |
|||||||||
Развитие и расширение профессионального (филологического) кругозора слушателей |
|||||||||
Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата; |
|||||||||
Повышение уровня профессиональной компетенции; |
|||||||||
Повышение уровня историко-культурной компетенции; |
|||||||||
Развитие уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий |
|||||||||
Специальные |
|||||||||
• Развивать навыки использования английского для решения профессиональных задач, в том числе письменного и устного изложения результатов анализа текстов |
|||||||||
|
В рамках курса решается задача формирования у студентов следующих навыков и умений:
• умение осмыслять литературные и другие явления культуры в социально-культурном контексте;
• умение понимать уникальность исторических событий и явлений;
• опознавать различные риторические структуры в тексте;
• умение учитывать национальную специфику различных культур
• понимание невозможности судить одну культуру в терминах другой;
• умение судить об отдельных явлениях в их взаимосвязи с социальным и культурным целым (с «духом эпохи»);
• понимание специфики художественной наррации по сравнению с историографической
Слушатели познакомятся с ключевыми событиями истории Великобритании второй половины ХХ века, нормативно-ценностной системой общества в период ее радикальных изменений, основными явлениями британской культуры (в том числе массовой). Объектом изучения станут также базовые понятия и категории, применяемые в междисциплинарных программах British Studies, вся терминология будет предлагаться в сопоставлении ее английской и русской версий.
Курс обеспечен обширным иллюстративным и аналитическим материалом: примеры из художественной литературы, публицистики, поп-лирики, телевизионных сериалов и художественных фильмов Великобритании второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: |
|
|
Содержание курса |
|
|
Занятие 1 Введение. Задачи курса. Знакомство с основными видами иллюстративных материалов и технологией подготовки к занятиям. |
|
|
Занятие 2 1900-1914 - десятилетие головокружений. Ожидание нового vs ностальгия. |
|
|
Занятие 3 Великая Война |
|
|
Занятия 5 - 9 Война, говорят, возродила интерес к поэзии: Edmun Blunden, Vera Brittain, Robert Graves, Ivor Gurney, David Jones, Roland Leighton, Wilfred Owen, Isaac Rosenberg, Segfried Sassoon, Edward Thomas |
|
|
Занятие 10 Вторая мировая война. Меняющаяся позиция Великобритании. |
|
|
Занятие 11 Крушение старого порядка. Верстовые камни Нового мира: Нарвик, Данкерн, Пэрл Харбор, Сингарпур, Сталинград, Ялта, Бухенвальд, Белзен, Хиросима. |
|
|
Занятие 12-14 Поэты и Вторая мировая война. Lott, Kinglsey Amis, W.H.Auden, Basil Bunting, Walter de la Mare, Lawrence Durrel, Robert Graves, Philip Larkin, Denise Levertov, John Masefield, Mervyn Peake, Ezra Pound, Steven Spender, Dylan Thomas |
|
|
Занятие 15 Это войны. "Рассерженное поколение". История и типология. Универсальное и частное. |
|
|
Форма текущего и промежуточного контроля: |
|
|
Промежуточное эссе объемом около 15 тысяч знаков на русском или английском языке. Задача работы – продемонстрировать полученные навыки анализа и сопоставления на материале изученных за период текстов. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, но согласовывает с преподавателем. Работа предоставляется в электронном виде, в системе SAKAI. |
|
|
Форма итогового контроля: |
|
|
Итоговая письменная работа. Согласование темы и плана итоговой письменной работы производится на консультации с преподавателем. В работе должна быть поставлена и проанализирована проблема на материале не менее чем трех-четырех книг и статей. Объем работы: 20-25 тыс. знаков (с пробелами) на русском языке. Работа представляется в электронном виде, в системе SAKAI. |
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
||
Bassnett, S. ed., Studying British Cultures: An Introduction. London: Routledge, 1997. |
||
Brendon R. The Decline and Fall of the British Empire 1981-1997. London: Vintage books, 2008. |
||
Clarke, P. Hope and Glory: Britain 1900-1990. Harmondsworth: Penguin, 1997 |
||
Coxall, Bill and Lynton Robins British Politics Since the War. Basingstoke: Macmillan, 1998. |
||
|
Дополнительно |
|
• Poetry of the Second World War, edited by Desmond Graham (Chatto and Windus, 1995) |
||
Перечень иных информационных источников |
||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека |
Автор программы – В. Г. Тимофеев