Проблемы эстетики западноевропейского символизма

 

Спецкурс предназначен для магистрантов и имеет целью представить символизм
как художественную систему от ее истоков - философско-эстетических и собственно
литературных, через воплощение в разных странах Западной Европы через
многообразные национальные вариации и индивидуальный «почерк» конкретных авторов,
а также в контактах и взаимодействии с другими видами искусства. Анализ наиболее
значимых проблем эстетики символизма в сочетании с необходимым комментарием к
конкретным произведениям имеет целью выявить специфику этого течения в контексте
сложной эпохи европейского «декаданса» конца Х1Х в., включая «постсимволизм», и в
перспективе дальнейшего движения литературы к модернизму.
Содержание занятий
1. Предистория символической образности и предтечи символизма в европейской
литературе.
2. Функционирование символической образности в поэзии романтизма. Теоретическое
осмысление символа в философской эстетике начала Х1Х в.
3. Принципы романтической эстетики, воспринятые символизмом как наиболее
продуктивные. Эстетические идеи Эдгара По в восприятии символистов.
4.Творчество и эстетическая теория Вагнера в восприятии символистов.
5. Бодлер - непосредственный предтеча символизма.
6. Символизм как выражение «нового идеализма». Роль философии Шопенгауэра,
Гартмана, Ницше в формировании символистской эстетики.
7. Символизм и декаданс. Манифесты символизма. Теория «универсальных аналогий»
как базовый постулат новой эстетики.
Хронология и «география» европейского символизма.
8. Лирический субъект символистской поэзии. «Ясновидение» как ранний опыт
символистского творчества.
9.. Вариации типа лирического субъекта в поэзии символизма. Исповедальность и
принцип «субъективного универсализма» в поэзии Верлена.
10. Смысл творчества в ракурсе символистской концепции Абсолюта. Малларме. Автор и
лирический субъект.
11. Символисты в поисках нового поэтического языка. От бодлеровских- «соответствий»
- к символистской синестезии.
Музыкальная гармония стиха. Верлибр и визуально-пространственная суггестия слова.
12. Символизм в контексте европейского движения art nouveau. Своеобразие
национальных вариаций символизма.
13. Урбанизм как выражение символистского мировидения и эстетики. Мифологизация
города в литературе конца века. Вариации урбанистического мифа в поэзии Рембо,
Верлена, Верхарна. Город в повестях Роденбаха.
14. Роман в системе жанров символизма. Роман Ж.К Гюисманса «Наоборот» как опыт
символистской прозы. Выявление жанровых критериев символистского романа.
15. Способ повествования и особенности структуры символистском романе. Внутренний
монолог (поток сознания) и его эстетическое обоснование в символистской эстетике.
Роман Э.Дюжардена «Лавры...». Роман Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» .
16. Традиции символистского романа в перспективе модернизма. Роман
Р.М.Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге».
История всемирной литературы. Т. 7. М., 1991.
История зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв. Учеб. Пособие под ред. М.
Жука - М.: Наука, Флинта,2011.
В.Г. Адмони. Поэтика и действительность. М., 1975 (гл. «Истоки»: о Гофманстале,
Рильке).
А. Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994.
С.И. Великовский. В скрещенье лучей. М., 1987.
И.Н. Голенищев-Кутузов. Поэзия французского символизма на рубеже 1Х-ХХ вв. //
Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975.
Ж.Кассу и др. Энциклопедия символизма. М., 1999.
Г.К. Косиков. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия
французского символизма. М., 1993. С. 5-62.
Т.В. Соколова. От романтизма к символизму. СПб., 2005.
Т.В. Соколова. Притча о блудном сыне в рецепции символизма и постсимволизма //
Границы литературы в гуманитарном пространстве. Межву. Сб. под ред. А.А. Чамеева.
СПб., 2010. С. 167-179.
Н.В.Тишунина. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств:
опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
Я. Фрид. Эмиль Верхарн. М., 1985.
J.N. Illouz. Le Symbolisme. Paris, 2004.
Автор программы – Т. В. Соколова

Спецкурс предназначен для магистрантов и имеет целью представить символизм 
как художественную систему от ее истоков - философско-эстетических и собственно 
литературных, через воплощение в разных странах Западной Европы через 
многообразные национальные вариации и индивидуальный «почерк» конкретных авторов, 
а также в контактах и взаимодействии с другими видами искусства. Анализ наиболее 
значимых проблем эстетики символизма в сочетании с необходимым комментарием к 
конкретным произведениям имеет целью выявить специфику этого течения в контексте 
сложной эпохи европейского «декаданса» конца Х1Х в., включая «постсимволизм», и в 
перспективе дальнейшего движения литературы к модернизму.
Содержание занятий
1. Предистория символической образности и предтечи символизма в европейской 
литературе.
2. Функционирование символической образности в поэзии романтизма. Теоретическое 
осмысление символа в философской эстетике начала Х1Х в.
3. Принципы романтической эстетики, воспринятые символизмом как наиболее 
продуктивные. Эстетические идеи Эдгара По в восприятии символистов.
4.Творчество и эстетическая теория Вагнера в восприятии символистов.
5. Бодлер - непосредственный предтеча символизма.
6. Символизм как выражение «нового идеализма». Роль философии Шопенгауэра, 
Гартмана, Ницше в формировании символистской эстетики.
7. Символизм и декаданс. Манифесты символизма. Теория «универсальных аналогий» 
как базовый постулат новой эстетики.
Хронология и «география» европейского символизма.
8. Лирический субъект символистской поэзии. «Ясновидение» как ранний опыт 
символистского творчества.
9.. Вариации типа лирического субъекта в поэзии символизма. Исповедальность и 
принцип «субъективного универсализма» в поэзии Верлена.
10. Смысл творчества в ракурсе символистской концепции Абсолюта. Малларме. Автор и 
лирический субъект.
11. Символисты в поисках нового поэтического языка. От бодлеровских- «соответствий» 
- к символистской синестезии.
Музыкальная гармония стиха. Верлибр и визуально-пространственная суггестия слова.
12. Символизм в контексте европейского движения art nouveau. Своеобразие 
национальных вариаций символизма. 
13. Урбанизм как выражение символистского мировидения и эстетики. Мифологизация 
города в литературе конца века. Вариации урбанистического мифа в поэзии Рембо, 
Верлена, Верхарна. Город в повестях Роденбаха.
14. Роман в системе жанров символизма. Роман Ж.К Гюисманса «Наоборот» как опыт 
символистской прозы. Выявление жанровых критериев символистского романа.
15. Способ повествования и особенности структуры символистском романе. Внутренний 
монолог (поток сознания) и его эстетическое обоснование в символистской эстетике. 
Роман Э.Дюжардена «Лавры...». Роман Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» . 
16. Традиции символистского романа в перспективе модернизма. Роман 
Р.М.Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге».
История всемирной литературы. Т. 7. М., 1991.
История зарубежной литературы конца XIX - начала XX вв. Учеб. Пособие под ред. М. 
Жука - М.: Наука, Флинта,2011. 
В.Г. Адмони. Поэтика и действительность. М., 1975 (гл. «Истоки»: о Гофманстале, 
Рильке).
А. Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994.
С.И. Великовский. В скрещенье лучей. М., 1987.
И.Н. Голенищев-Кутузов. Поэзия французского символизма на рубеже 1Х-ХХ вв. // 
Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975.
Ж.Кассу и др. Энциклопедия символизма. М., 1999.
Г.К. Косиков. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия 
французского символизма. М., 1993. С. 5-62.
Т.В. Соколова. От романтизма к символизму. СПб., 2005.
Т.В. Соколова. Притча о блудном сыне в рецепции символизма и постсимволизма // 
Границы литературы в гуманитарном пространстве. Межву. Сб. под ред. А.А. Чамеева. 
СПб., 2010. С. 167-179.
Н.В.Тишунина. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: 
опыт интермедиального анализа. СПб., 1998.
Я. Фрид. Эмиль Верхарн. М., 1985.
J.N. Illouz. Le Symbolisme. Paris, 2004.
Автор программы – Т. В. Соколова

 

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930