История зарубежной литературы средних веков и Возрождения

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам, специализирующимся по литератруоведению на кафедре истории зарубежных литератур, представление о ходе литературного процесса  в эпоху Ренессанса и Барокко на Западе Европы, добиться конкретного знания, в рамках жёстко ограниченного объёма, важнейших литературных памятников, познакомить обучающихся с основным  понятийным рядом и терминологией этого раздела науки о литературе. Ставятся задачи:

 

  1. критическое усвоение достижений науки о литературе на Западе и в России
  2. анализ крупнейших памятников и явлений в конкретно-историческом аспекте

  3. анализ национального своеобразия идеологических и литературных явлений в различных странах Западной Европы
  4. выявление художественного своеобразия крупнейших памятников литературы XVI - XVII вв.

Учащийся должен получить твёрдое знание об историко-литературном процессе в средневековой Европе, языковой картине его в диахронии, представление о кельтской и германской мифологии, античных корнях и христианской специфике литературно-эстетических средневековых феноменов; представление о влиянии античной и средневековой  литератур на русскую и западноевропейские литературы; уверенные знания произведений, входящих в курс, знание классических текстов в их художественной специфике и общего историко-литературного процесса в Европе V - XVII вв. в общеисторическом, языковом и эстетически-культурологическом аспектах;               умение анализировать старинный переводной текст с помощью комментария и лекционно-семинарской помощи; умение прибегнуть в необходимом случае к оригиналу на изучаемом студентом языке; умение корректно применять в изучении литературы последующих периодов освоенный в курсе понятийно-терминологический ряд;             навык обращения с библиотечными и цифровыми информационными ресурсами в изученной области.

 

Проведение коллоквиумов и круглых столов по тематике лекций предполагает самостоятельную работу студентов, где слушатель ставится перед проблемой литературоведческого характера, а знание открывается им самостоятельно, преподаватель же наводящими вопросами способствует привлечению дополнительных фактов истории и теории литературы, что ведет к всестороннему пониманию существа предмета истории мировой литературы. При этом интерактивные формы могут иметь эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе работы компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации.

 

ЛИТЕРАТУРА


учебник «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» М.П.Алексеева, А.А.Смирнова, В.М.Жирмунского, С.С. Мокульского в любом издании, включая цифровые                                                             Пуришев Б.И. «Хрестоматия по история зарубежной литературы средних веков и Возрождения» в любом издании

 

Дополнительно

 


Ауэрбах Э. Мимесис М.,1976. Гл. 3 – 8.
Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы л\изд
Бахтин М.М. Эпос и роман// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики л\изд; Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культуры средневековья…л\изд. С. 1 – 20 («К постановке вопроса»).
Боура С. М.Героическая поэзия М., 2002. – Гл. 5: «Механизмы повествования». -      С. 236 -284, гл.6: «Техника сложения. Язык». С.285 – 339.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика л\изд
Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979. – С. 25 – 55.
Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М.,1972. С.62 – 130; 152 -160.
Добровольский А.Л. Данте. М.: Мысль, 1990
Карсавин Л.П. Мистика и её значение // Карсавин Л. Малые сочинения. СПб., 1994. С.9 – 21.        Его же: Святые отцы и учители церкви. МГУ.,1994: Христианский гносис и Климент Александрийский. Ориген. С.54 – 79. Св. Григорий Нисский. С.119 – 140. . Мейлах М.Б. Язык трубадуров М.,1975
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман
Михайлов А.Д. Средневековый французский фарс// Средневековые французские фарсы. М.:Искусство, 1981. С. 7 – 32.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки   л\изд
Смирнов А.А. Предисловие\\Ирландские саги. Любое издание
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Любое издание
5.1.22
Шкунаев С. Герои и хранители ирландских преданий// Предания и мифы средневековой Ирландии. –МГУ, 1991. – С. 5 -19.
Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.,1988
Элиаде М. Сакральное и мирское. Любое изд.

 

Анализируемые тексты


1. Ирландские саги (Изгнание сыновей Уснеха. Повесть о кабане Мак-Дато. Сватовство к Эмер. Смерть Кухулина)
2. Старшая Эдда (Прорицание вёльвы. Речи Высокого)
3. Августин Аврелий. Исповедь
4. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке//Дуров В.С. Латинская…СПб,2004
5. Алкуин. Стихи // по хрестоматии
6. Песнь о Роланде (ЛП)
7. Песнь о Сиде (ЛП)
8. Песнь о Нибелунгах (ЛП)
9. Бернарт де Вентадорн. Песни (ЛП)
10. Роман о Тристане и Изольде (ЛП)
11. Кретьен де Труа. Эрек и Энида (ЛП)
12. Фаблио и старофранцузская городская повесть
13. Немецкие шванки…М.,1990

14. Средневековые французские фарсы. М..1981
15. Роман о Лисе (ЛП)
16. Вийон Ф. Малое завещание. Баллады // в пер. Ф. Мендельсона
17. Боккаччо Дж. Декамерон
18. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы.
19. Данте Алигьери Божественная комедия ("Ад" полностью, "Чистилище" и                                        "Рай" - по хрестоматии)
20. Дж. Боккаччо Декамерон
21. Ф. Петрарка   О презрении к миру. Сонеты из "Канцоньере"
22. Л.Ариосто      Неистовый Роланд      по хрестоматии
23. Эразм Роттердамский  Оружие христианского воина или  Похвальное слово глупости
24. Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль   кн.1,2

29. Кр. Марло Трагическая история доктора Фауста    по хрестоматии
30. У. Шекспир Генрих IV; Ричард III; Двенадцатая ночь; Венецианский купец; Ромео и Джульетта; Юлий Цезарь; Гамлет; Отелло; Макбет; Король Лир

 

Автор программы – О. А. Светлакова

Июнь 2018 »
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930