ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с историей становления и развития американской литературы,  а также методологическими принципами ее исследований.  В результате студенты должны приобрести твердое знание основных особенностей и характерных черт литературы США от истоков до современности.

 

Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий, используемых  в американских исследованиях, свободно ориентироваться в  концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.

Структура и содержание учебных занятий

XVIII век американской литературы.

Первые хроники и описания колоний на Североамериканском континенте. Пропагандистский характер записок путешественников. «Общая история Виргинии» капитана Дж.Смита как образец литературы о путешествиях. Письменная культура новоанглийских пуритан. Записки и дневники религиозных лидеров. Отношение пуритан к искусству. Поэзия новоанглийских пуритан: А.Брэдстрит и Э.Тейлор. Религиозно-философская проза Дж.Эдвардса.

Своеобразие Просвещения в Америке. Особая роль публицистики и  в распространении идей Просвещения и в пропаганде идей независимости. Виднейшие публицисты эпохи: Бенджамин Франклин, Дж.Дикинсон, Сент Джон де Кревкер, Томас Пейн, Филип Френо. Эссе как ведущий жанр эпохи. Роль эссеистики в становлении литературы США. «Автобиография» Б.Франклина как литературное произведение.

Американская поэзия 18 века. Классицистические традиции и новое содержание. Поэзия Ф.Френо. Творчество афро-американцев и индейцев. Поэзия Ф.Уитли. Влияние идеологических и эстетических проблем на процесс формирования американского романа 18 века. Подражательность и новаторство. Адаптация «готической традиции» в произведениях Ч.Брокдена Брауна.

Эпоха романтизма в литературе США.

Своеобразие процесса утверждения романтической философии и эстетики в США. Отношение к просветительскому наследию. Проблема создания национальной литературы. Основные этапы развития романтизма в США. Творчество Вашингтона Ирвинга. Ранние литературные опыты («Сальмагунди», «История Нью-Йорка»). Развитие эссеистической традиции в  «Книге эскизов». Своеобразие поэтики «эскизов»  Ирвинга. Опыт создания исторического повествования в новеллах «Рип Ван Винкль», «Легенда о Сонной лощине» и др. Тема восприятия Европы американцами. Жанровое своеобразие новеллистики В.Ирвинга.

Творчество Джеймса Фенимора Купера. Решение проблемы создания исторического романа: «Шпион», «Пионеры». Своеобразие трактовки исторического процесса в романах Купера о прошлом Америки и Европы.  Дж. Ф.Купер – создатель жанра морского романа. Переплетение идей Просвещения и романтизма в творчестве писателя. Пенталогия о Кожаном Чулке: история создания и жанровое своеобразие. Тема фронтира в романах цикла. Философско-этическая проблематика романов.  Особое место образа Натти Бампо в истории литературы США.

Творчество Эдгара  Аллана По. Философско-эстетическая теория Э.По. Поэтическое творчество: общая характеристика. Система поэтических образов. Основные темы лирики. Новеллистика Э.А.По: теория и практика. Своеобразие художественного мира новелл писателя. Полемическое звучание эстетических идей Э. По на фоне новоанглийского литературного мейнстрима (Лонгфелло, Брайант, Уиттьер).

Творчество Натаниэля Готорна. Своеобразие его концепции истории и исторического повествования. Новеллы о прошлом Новой Англии, роман «Алая буква». Место романа в истории литературы США. Философско-этические взгляды Готорна: роман «Блайтдейл» и новеллы-аллегории. Особенности поэтики произведений писателя.

Трансценденталисты и их творчество. Эссеистика Р.У.Эмерсона. Жизненный проект Г.Торо и его текст «Уолден, или Жизнь в лесу» (проблема литературности).

Творчество Германа  Мелвилла. Проблематика и идейно-философская направленность ранних произведений («Тайпи», «Ому»). «Морская тема» в произведениях писателя и ее воплощение в романе «Моби Дик». Синтетический характер романа, его эпическое и философское начала. Символика в романе. Особый характер центральных образов.

Грани американской литературы второй половины XIX века.

Поэзия Уолта Уитмена. «Листья травы»: творческая история, особенности композиции. Основные темы и поэтические образы. Лирический герой поэзии Уитмена – соединение автобиографического и общечеловеческого. Особый характер уитменовского мистицизма. Космизм и демократизм художественного мира поэзии. Особенности поэтики текстов У.Уитмена. Значимость наследия У. Уитмена для американской и мировой поэзии XX века.

Проблема взаимоотношений писателя и читателя в американской литературе 2-й половины XIX века. Творчество Эмили Дикинсон и ее статус. Своеобразие поэтических образов и  художественных приемов. Особенности философско-религиозного мироощущения Дикинсон. Творчество Амброза Бирса. Преображение принципов и приемов романтической новеллистики.

Литература афро-американцев и проблема маргинальности в американской литературе XIX века. Особая роль жанра автобиографии в ее становлении. «Повествование о жизни…» Фредерика Дугласа – вершина развития жанра. Женские автобиографии – их своеобразие, соотношение с устной традицией. Возникновение афро-американского романа: «Клотель» Уильяма Уэллса Брауна.

Новоанглийская школа изысканной традиции и ее двоякая роль в развитии национальной литературы. Взаимодействие литературных школ и направлений. Соединение литературной традиции и «низовой» фольклорной культуры. Литература «местного колорита» и ее значение для становления национальной литературы. Творчество Френсиса Брет Гарта как пример синтеза приемов..

Творчество Марка Твена. Ранняя новеллистика и ее связь с региональными фольклорными традициями. Юмор в произведениях Твена. Развитие жанра «эскизов» в творчестве Марка Твена: «Простаки за границей», «Жизнь на Миссисипи» и др. Особое место романа «Позолоченный век» в творчестве писателя. Принципы трактовки Твеном европейского и американского прошлого в его главных произведениях: «Приключения Гекльберри Финна», «Янки при дворе короля Артура». Своеобразие романной модели, выработанной Твеном: соединение отвлеченных идей и конкретной образности.

Рубеж веков в американской литературе.

Натурализм в литературе США. Распространение философии детерминизма,интерес к анализу современного общества. Творчество Стивена Крейна, ФрэнкаНорриса, Кейт Шопен как пример своеобразия натуралистских принципов в американской литературе. Воздействие идей и стиля натурализма на творчество Джека Лондона и Теодора Драйзера. Роман Т.Драйзера «Сестра Кэрри».

Феномен «рубежа веков» в американской литературе. Прагматизм, психологические теории и концепция плюралистической Вселенной в философии Уильяма Джеймса. Эстетические и идеологические ориентиры американской газетной и журнальной критики. Факторы формирования читательского вкуса и литературный заказ.

Интроспективная проза Генри Джеймса в контексте мировой литературы рубежа веков. Интерес к внутреннему миру человека, понятия «точки зрения» и «дома художественной литературы» в литературно-критическом наследии Г. Джеймса. Повести Джеймса 1870-90-х годов. Поздние романы Г. Джеймса («Послы», «Золотая чаша») и статус писателя во взаимоотношениях с американской публикой. Причины неудачи Джеймса-драматурга. Феномен американского писателя-экспатрианта в первые десятилетия ХХ века, его социологическая и эстетическая природа. Соединение критики американского типа мировосприятия и эстетизма в творчестве Г. Джеймса.

Фигура Э. Уортон на пересечении силовых линий формирования американской прозы ХХ века. Социально ориентированная, публицистическая линия в американской литературе первой половины ХХ века (С. Льюис, Э. Синклер, Г. Менкен) и фактор политической «левизны». Поздний Драйзер («Американская трагедия»). Более поздние образцы социально ангажированной прозы («Гроздья гнева» Дж. Стейнбека, «Вся королевская рать» Р. П. Уоррена).

Творчество Шервуда Андерсона и его значение для поколения американских писателей, вступивших в литературу в 1920-е годы. Поэтика цикла рассказов «Уайнсбург, Огайо».

Магистральные линии в литературном процессе США первой половины ХХ века.

Образ Америки в творчестве Дос Пассоса. Поэтика романа «Манхеттен» и взаимопроникновение литературы и кино. Трилогия «США» как вариант воплощения американского миметического проекта. Восприятие творчества Дос Пассоса в Европе и феномен «уроков» американской литературы (Сартр, Камю). Творчество У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Дж. Колдуэлла в восприятии французских экзистенциалистов.

Национальные грани творчества Уильяма Фолкнера. Художественный мир Йокнапатофы. Эстетизация истории американского Юга в романе «Авессалом, Авессалом!». Творчество Томаса Вулфа и Джона Стейнбека 1920-30х годов. Проблема регионализма в американской литературе.

«Праздник, который всегда с собой» Эрнеста Хемингуэя как мемуарный артефакт. Американские писатели в Париже. Персонажи Хемингуэя (Хемингуэй, Гертруда Стайн, Ф. С. Фицджеральд, Э. Паунд) и вклад их прототипов в эстетические концепции и идеологемы американской литературы («И восходит солнце» Хемингуэя, «Великий Гэтсби» Фицджеральда). Миф о «потерянном поколении» и специфика восприятия первой мировой войны в культуре США. («Три солдата» Дж. Дос Пассоса, «Солдатская награда» У. Фолкнера). Альтернативные истории: документализм и художественность в творчестве Г. Стайн («Автобиография Алисы Б. Токлас») и Г. Миллера («Тропики»).

Американские поэты и феномен англоамериканской поэзии начала ХХ века. Поэзические доктрины и поэтическая практика  Э. Паунда. Имажизм. Вортицизм. Футуризм. Поэзия Э.Э.Каммингса.

Литературно-критическое наследие Т. С. Элиота. Поэма Элиота «Бесплодная земля» и феномен «международного» (cosmopolitan) «высокого» модернизма. Контакты Элиота с европейскими и американскими литераторами и интеллектуалами. Американские лекции Элиота. Роль идей Элиота в формировании позднейших литературоведческих теорий. У. К. Уильямс, Р. Фрост, У. Х. Оден как вершинные фигуры англо-американской («космополитской») поэзии.

«Гарлемский ренессанс» как альтернативный, антикосмополитический модернистский проект. Проза Зоры Нил Херстон. Поэзия Лэнгстона Хьюза. Интермедиальные характеристики афро-американской литературы.

Драматургия США. Творчество Юджина О'Нилла. «Любовь под вязами». «Наш городок» Т. Уайлдера. Американская тема в творчестве Т. Уильямса («Трамвай «Желание»).

Американская литература во второй половине ХХ века.

Литература США о II мировой войне.  Основные этапы развития темы. Роман Нормана Мейлера «Нагие и мертвые» - один из первых  образцов жанра «военного романа» в США ХХ в.    Трактовка Н. Мейлером идей философии экзистенциализма. Военная проза Джеймса Джонса (роман «Отныне и вовек»). Роман Уильяма Стайрона «Выбор Софи». Традиция и новаторство. Перевод военной и экзистенциалистской тематики в фантастическую и игровую плоскость в американской прозе 1960-х (К. Воннегут «Бойня номер пять», Дж.Хеллер «Поправка-22», Дж. Барт «Плавучая опера»).

Творчество Дж.Сэлинджера. Роман «Над пропастью во ржи» и проблема отчуждения младшего поколения. Феномен нонконформизма в американской культуре 1950-60-х годов. «Белый негр» и «Американская мечта» Н. Мейлера.

Литература битников. Ключевые положения эстетики  битников. Поэзия Алена Гинзберга.  Роман Дж.Керуака «В дороге». Связь с предшествующей литературной традицией. Художественные открытия Керуака. Развитие темы отчуждения в романе У.Берроуза «Голый завтрак». 1970-е: Творчество Кена Кизи. Политическая актуальность романа «Полет над гнездом кукушки». Эстетические эксперименты Кизи в романе «Порою нестерпимо хочется».

«Взрыв документализма» в мировой литературе и специфика его проявления в литературе США 1960-х годов. Эстетика и практика «нового журнализма».  Развернутые эссе Тома Вулфа.   «Небеллетристический роман» Т. Капоте. Эволюция метода.

Особенности развития модернистской традиции в литературе США. Романное творчество Джона Апдайка («Кентавр»), Сола Беллоу («Герцог»). Фактор культурно-языкового микса в американской литературе. И. Б. Зингер. Американский В.Набоков.

Ключевые положения эстетики «черного юмора» (Д. Бартельми, Дж. П. Донливи, Дж. Барт), главные художественные достижения. Постмодернистский эксперимент в творчестве Дж. Барта («Химера») и Т. Пинчона («Выкрикивается лот 49»). Американская проза 1980-90 гг. Пол Остер («Нью-Йоркская трилогия», «Книга иллюзий») и Дон Делилло («Белый шум», «Мао II»).

Мультикультурный проект и расцвет афро-американской литературы. Творчество Тони Моррисон (1932)– одно из ярчайших явлений  современной литературы США. Роман «Песнь Соломона»: литературный текст как диалог культурных контекстов. Романы «Возлюбленная», «Джаз» и «Рай»: история и прошлое; время и вечность; проблематизация человеческого «я».

Литература коренных американцев. Постколониальная теория и формирование эстетических  взглядов писателей-индейцев. Проблема самоидентификации  и оппозиция «свой/чужой» в романах «Дом, из рассвета сотворенный» (1968) (1968) Скотта Момадея и «Церемония» (1977) Л.М.Силко как основные для индейского самосознания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. The Heath Anthology of American Literature, Vol. 1,2. Boston New York, 1998.
2. В. Ирвинг «Рип Ван Винкль», «Легенда о Сонной лощине»
3. Дж. Фенимор Купер. 1 из романов о Кожаном Чулке
4. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
5. Э.  А. По. Лирика. «Философия творчества». Рассказы.
6. Н. Готорна. «Алая буква». «Блайтдейл»
7. Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»
8. Г. Мелвилл. «Моби Дик». «Билли Бадд», «Бенито Серено» .
9. У. Уитмен. «Листья травы»
10. Э. Дикинсон. Лирика
11. А. Бирс. Рассказы
12.  М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна»
13. С. Крейн. «Алый знак доблести»
14. Т.Драйзер «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»
15. Г. Джеймс Предисловие к «Женскому портрету». «Дэзи Миллер». «Поворот винта». «Послы»
16. Э. Уортон. «Дом радости»
17. Ш. Андерсон «Уайнсбург, Огайо»
18. Дж. Дос Пассос «Манхеттен»
19. У. Фолкнер «Авессалом, Авессалом!». «Роза для Эмили»
20. Т. Вулф «Взгляни на дом свой, ангел»
21. Дж. Стейнбек «Квартал Тортилья-флэт»
22. Э. Хемингуэй «И восходит солнце». «Праздник, который всегда с собой»
23. Г. Стайн «Автобиография Алисы Б. Токлас»24. Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби»
25. Г. Миллер «Тропик рака»
26. Э. Паунд. Лирика
27. Т. С. Элиот. «Любовная песнь Дж. А. Пруфрока». «Бесплодная земля»
28. Р. Фрост. Лирика
29. З. Нил Херстон «Чьи очи горе»

30. Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби»
31. Г. Миллер «Тропик рака»
32. Э. Паунд. Лирика
33. Т. С. Элиот. «Любовная песнь Дж. А. Пруфрока». «Бесплодная земля»
34. Р. Фрост. Лирика
35. З. Нил Херстон «Чьи очи горе»

Дополнительно

 

Литературная история Соединенных штатов в 3 томах / З.Спиллер. М., 1979
История зарубежной литературы XIX в.
История зарубежной литературы ХХ в. /Под ред. Андреева.
История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1983–1991.


Авторы программы – Е. М. Апенко, А. А. Аствацатуров, И. А. Делазари

Июнь 2018 »
Июнь
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930