|
- Info
Введение в гендерные исследования
Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам общее представление об основных концепциях, направлениях и ключевых проблемах современных гендерных исследований. Курс призван познакомить студентов с методологией гендерного анализа и дать понятие о границах и модусах его применимости в интерпретации литературных произведений.
Студент должен получить отчетливое представление об специфике соотношения понятий "пол" и "гендер" и значимости данных категорий в современной культурнгой теории, овладеть основной системой понятий и терминов, использующихся в гендерном анализе, приобрести способность применять эти методы при анализе и интерпретации литературного творчества и прочих семиотических систем.
Содержание курса 1. Генезис феодализма и его социо-психологические черты. Феодальная иерархия. Сеньориально-вассальные связи. Христианский менталитет, средневековое двоемирие и символо- аллегорические основы средневековых литератур. Доктрины отцов церкви. Августин Аврелий как писатель, его "Исповедь" . Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. Периодизация средневековой литературы. Западная Европа после падения Римской империи. Народный эпос раннего средневековья, его генезис и развитие. Кельтские саги о Кухулине и "фантастические" саги. Скандинавские саги. "Эдда" и языческая мифология. Поэзия скальдов. Англосаксонская поэма о Беовульфе. Общий характер латинской средневековой литературы Структурообразующая роль христианского сознания для средневековых менталитета и литературы. Роль монастырей. Понятия аскетизма, схоластики и мистики. Каролингское возрождение и Алкуин. Жанры средневековой литературы: агиография, гимны, видения, духовные драмы. Роль пародии в латинской литературе, ее ранние образцы. Поэзия вагантов. Героический народный эпос Высокого средневековья Проблема генезиса героического эпоса. Ал.-ндр Н. Веселовский об обязательных условиях его существования. Формы бытования и передачи, жонглеры, хуглары, шпильманы. Основные циклы французских героических эпопей: каролингский и баронский. "Песнь о Роланде" и поэмы каролингского цикла. Любовь к "милой Франции" как важнейшая историческая новация в сознании. "Песнь о Рауле де Камбре" и другие поэмы баронского цикла. Характер отражения действительности в эпопеях героического эпоса. Испанский героический эпос и особенности исторической обстановки в Испании (Реконкиста). Своеобразие героизма в "Песни о моем Сиде". Черты героического эпоса и куртуазной литературы в немецкой "Песни о Нибелунгах" и ее сюжетные корни. 2.1.4 Куртуазная (рыцарская) литература Высокого средневековья Становление рыцарского сословия и его специфической культуры. Диалектика ограниченно-сословного и общечеловеческого ценного в ней. Куртуазная идеология как одно из первых проявлений индивидуализма без ослабления прочности родового и корпоративного начал. «Индивидуальная половая любовь" и феномен "дамы". Светский характер рыцарской культуры при сохранении строго христианского характера мировоззрения. Языковое и территориальное распространение рыцарской литературы: поэзия провансальских трубадуров, северофранцуские рыцарский роман и поэзия труверов, немецкий миннезанг(Вальтер фон дер Фогельвейде). Поэзия трубадуров: генезис с сильным влиянием народной лирики и связях с латинской поэзией вагантов, арабской и античной поэзией (творчество Овидия);"темный" и "ясный" стили, основные жанры - кансона, альба,тенцона, сирвента и др. Виртуозность версификации у трубадуров и общеевропейское влияние их поэзии в истории (стильновисты, Данте, Петрарка, петраркизм).Творчество Бернарта де Вентадорна, Джауфре Рюделя, Бертрана де Борна. Северофранцузский рыцарский роман. Становление,формы,генезис. Стиль и тематика, яркая демонстрация куртуазной идеологии. Смысл служения (богу, сеньору, даме); зачатки психологического анализа. Античная и византийская тематика: переделки "Энеиды", сказаний о Троянской войне,"Флуар и Бланшефлер" и др. Романы бретонского кельтского цикла (цикл короля Артура и рыцарей Круглого стола). Творчество Кретьена де Труа, Готфрида Страсбургского. "Роман о Тристане и Изольде", его состав и развитие. Цикл о Граале и мистические мотивы в нем. Влияние на немецкий рыцарский роман ("Парсифаль" Вольфрама фон Эшенбаха). 2.1.5 Городская литература средневековья Подъем городов и борьба их с крупными феодалами. Возникновение городской литературы в Х11-ХУ веках и ее специфический характер. связанный с развитием ранних форм буржуазного менталитета. Сатирически- пародийная и дидактическая стороны этой литературы. Жанры: ранняя новелла, фаблио, шванки, животный эпос ("Роман о Лисе"), аллегорическая "университетская" поэма ("Роман о Розе"). Народные движения XIV века и их отражение в литературе. Поэма Уильяма Ленгленда "Видение о Петре Пахаре", ее идейное и жанровое своеобразие и аллегорический смысл. Образ Петра Пахаря. Дидактизм поэмы. Народные баллады о Вильгельме Телле и Робин Гуде, их идейная проблематика, особенности композиции и стиля. Поэтическое творчество Франсуа Вийона как отражение кризиса средневекового миросозерцания. Идейное и жанровое своеобразие его поэзии. 2. 1. 6. Средневековая драма Этапы развития средневекового театра. Жанры средневековой драмы - поздняя церковная драма, мистерии и миракли. Вопрос о происхождении и развитии средневекового комического театра. Фарсы. Соти. Фарс "Адвокат Патлен".Немецкий Мейстерзанг. Фастнахтшпили.
|
1. Понятие "гендер" и научный контекст его возникновения. Дифференциация понятий "пол" и "гендер". Основные понятия и направления гендерной теории. Культурно-символическая функция фемининности и маскулинности. Междисциплинарность гендерных исследований. Гендерные исследования в социологии и психологии.
|
2. Феминизм и гендерные исследования. Новое время и эмансипация женщин: истоки феминизма и суфражизма: Англия и США. Российский вариант феминизма. Результаты женского движения. Теоретические поиски феминизма. Б. Фридан. Н. Чодороу.
|
3.Европейские теории интеллектуальной и нравственной «неполноценности» женщины: Вильгельм фон Гумбольдт, Мёбиус, Фридрих Ницше, Отто Вейнингер.
|
4. Симона де Бовуар: «Другой пол». Теория имитационного поведения женщины.Элен Сиксу: «Другой вид признания». Люс Иригарей: Миметический дискурс женщины.
|
5. Гендер и классический психоанализ: концепция фемининности Зигмунда Фрейда. Теория «кастрированной женщины». Отношения с матерью.Теория Мелани Клейн и ее парадигма материнских имаго.
|
6. Гендер и лакановский психоанализ. Гендер и язык. Теория воображаемого Я. Язык и бессознательное. Фаллос и отец. Истерия как женский дискурс. Желание и текст.Перформативность пола и теория Gender Trouble Джудит Батлер.
|
7. Гендерная проблематика в исследованиях Жака Деррида. Фаллогоцентризм. Деконструкция половой дифференциации. Самодеструкция литературы.Гендерные аспекты теории Юлии Кристевой: «Семиотическое» vs. «Символическое». Женское «семиотическое» в мужском «символическом». Революционизирующая роль литературы и фрустрация женщины. Женское как Неопределяемое.
|
Методическое обеспечение аудиторной работы по курсу дано в основополагающих работах по феминстской критике и гендерному анализу, таких как "Второй пол" С. де Бовуар, "Своя комната" В.Вулф, "Смех Медузы" Э.Сиксу и "Гендерное смешение" Дж.Батлер.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в гендерные исследования. Хрестоматия. В 2-х тт. / Под ред. С. и И.Жеребкиных. М., Харьков, 2000.
Дополнительно
Бовуар С. Другой пол. М., 1997
|
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1995.
|
Жеребкина И. "Прочти мое желание…": Постмодернизм, Психоанализ, феминизм. М., 2000.
|
|
Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. Вып. 1-3. М., 2000, 2002, 2003.
|
Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера. – Гендерные теради. СПб., 1997.
|
Теория и история феминизма. Харьков, «Ф-Пресс», 1996.
|
Lindhoff L. Einführung in die feministische Literaturtheorie. Stuttgart, 1995
|
Автор программы – Л. Н. Полубояринова
|
-
Июнь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
| | | | | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|