Испанская классическая драматургия

Цель курса - формирование систематических знаний в области  испанской классической драматургии.

 

Содержание занятий:

 

Генезис западноевропейского театра в Средние века; особенности его жанровой системы в Испании. Моралите, ауто и фарс.
Эклоги Хуана дель Энсины. «Пропалладия» Бартоломе де Торреса Наарро. Сomedia a noticia и comedia a fantasia.
Лопе де Руэда и начало испанского ренессансного театра.
Испанские «трагедии ужаса»: Фернан Перес де Олива, Херонимо Бермудес, Луперсио Леонардо де Архенсола, Кристобаль Вируэс. Драматургия Сервантеса первого периода.
«Испанская трагедия» в Англии.
Жизнь и творчество Лопе де Веги как национальный миф. Лопе – создатель национального театра. Жанрово-тематическое разнообразие его драматургии.
Сцена, актеры, зрители: сценография и рецепция. Особенности мимесиса в драматургии Лопе. Тематика и поэтика. «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Полиметрия, система амплуа. «Грасьосо», истоки этого образа (рабы греко-римского театра) и параллели в тогдашних театральных системах (шуты в английской драматургии).
Народная поэзия как ядро драматургии Лопе. Всесословный характер чести.
Любовь как движущая сила ренессансного универсума и отражение этого принципа в комедиях плаща и шпаги. «Иллюзионизм» и философия жизни. 
«Низменный Эрот»: «Фуэнте Овехуна», «Кабальеро де Ольмедо», «Наказание не мщение».
Школа Лопе де Веги: Мира де Амескуа, Гильен де Кастро («Молодость Сида» как источник знаменитой драмы Корнеля).
Тирсо де Молина. Черты маньеризма в его драматургии: «игра в игре», фантомность целей, приоритет искусства над жизнью. «Дон Хиль Зеленые Штаны». Контрреформационный парадокс: «Осужденный за недостаток веры». «Севильский озорник, или Каменный гость»: Дон Жуан как один из мифов Нового времени.
Особенности барочной  драмы. Кальдерон и Лопе де Вега: продолжение традиции и ее преодоление. Комедии интриги и «драмы чести», их отличие от соответствующих жанров в комедиографии Лопе. Ауто сакраменталь, расцвет этого жанра в творчестве Кальдерона. . Религиозно-философские драмы «Жизнь есть сон», «Стойкий принц», «Поклонение кресту», «Чудодейственный маг».  Особенности сценического времени и пространства у Кальдерона по сравнению с Лопе. Версификация и сценическая техника. Школа Кальдерона (Рохас Соррилья, Морето).

ЛИТЕРАТУРА

Лопе де Вега. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Искусство, 1962.
Тирсо де Молина. Комедии в 2-х томах. М.: 1969.
Кальдерон де ла Барка. Драмы. В двух книгах. М.: Наука, 1989.
Плавскин З.И. литература Испании от зарождения до наших дней. Том 1. IX-XVIII вв. Спб: СПбГУ, 2003.
Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI-XVII веков: От истоков до вершин. М., 1995.
Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). Спб, 2000.

 

Дополнительно

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
Балашов Н.И. «Кризис Ренессанса» и «Барокко» как противостоящие явления в драме начала XVII в.: Вокруг «Кары без мщения» Лопе де Веги и «Гамлета» Шекспира // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1974. т.33, № 1, с.27-43.
Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко// Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975.
Плавскин З.И. Лопе де Вега и Шекспир// Шекспир в мировой литературе. М.; Л., 1964, с.42-61.
Театр и театральность в культуре Возрождения. М.: Наука, 2005.
Ruiz Ramon, Francisco. Paradigmas del teatro clasico español. Madrid, Catedra, 1997.
Sainz de Robles Federico Carlos. El “otro” Lope de Vega. Madrid, 1973.
Valbuena Prat A. El teatro español en su siglo de oro. Barcelona, 1969.

 

Автор программы – А. Ю. Миролюбова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930