Западноевропейский театр в средние века

Спецсеминар

 

Целью курса является углубление представлений слушателей о современных научных
представлениях о процессе возникновения западноевропейского театра как искусства, об
основных памятниках и сведениях, сохранившихся о бытовании театра в Западной Европе
в Раннее, Зрелое и Высокое средневековье.
В результате занятий у студентов должны сформироваться:
расширенное представление о зарождении западноевропейского театра;
углубленное знание специфики и памятников жанров театра средних веков;
углубленное знание специфики и памятников жанров театра средних веков;
навыки оперирования понятиями и терминами, необходимыми для анализа
исторических, политических и кульрных и религиозных явлений средних веков;
навыки использования полученных знаний для интерпретации драматургических текстов средних
веков.
1. Традиция античных мимов и гистрионов в Западной Европе раннего средневековья.
Запретительные акты церковных соборов и высказывания ранних христианских апологетов о
греховной природе театрального зрелища, как с этической, так и с эстетической стороны. Институт
раннесредневековых йокулаторов, его развитие и спецификация. Следы античной театральной
традиции в раннее средневековье. Хротсвита Гандерсгеймская и ее драмы.
2. Источники рождения западноевропейской драмы: а) литургия, сакральное действо и его
постепенная театрализация; b) полулитургическая драма, ее особенности. Переход сценического
времени из "всегда" в "когда-то"; с) карнавал и праздники народного календаря, как важный элемент
в становлении европейской театральной культуры; d) шутовские организации раннего и зрелого
средневековья, церковные и светские, Базошь, "веселая месса"; е) театральной пространство в средние
века. Движение от открытости, невычленненности актера и зрителя к театру-коробке, отделяющему
вымышленный мир занавесом.
3. Особенности жанров средневекового театра: мистерия, миракль, моралите, фарс, соти, ауто,
житийные действа, дьяблерии.
4. Средневековая театральная традиция во Франции. Полулитургические драмы: "Действо об
Адаме", "Действо о Воскресении"; Жан Бодель "Игра о св. Николае"; Адам де ла Аль "Игра в
беседке", "Игра о Робене и Марион"; Рютбёф "Миракль о Теофиле", сборник мираклей "Чудеса
Пресвятой Богородицы". Фарсы об адвокате Пателене.
5. Средневековая театральная традиция в Германии. Религиозный театр: Редентинская пасхальная
драма, франкфурсткие "Страсти", "Игра о Нейдхарте". Франкфуртский карнавал. Кельнский карнавал.
Базельский карнавал. Нюрнбергский Шембартлауф. Фастнахтшпиль.
6. Средневековая театральная традиция в Англии. Косвенные свидетельства о средневековом
театре (Дж. Чосер; "Проповедь против мираклей" и др.). Жеффрей "Действо о св.
Екатерине", "Шрюсберийские о фрагменты", Иоркский цикл, пьесы Хеджа, Таунлийский
сборник, "Интермедия о школяре и девице", моралите "Замок стойкости", "Человечество" и др.
7. Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte. Ее основные персонажи, их специфика.
Понятие типа в средневековой литературе.
8. Средневековая театральная традиция в Испании. Постановления церковных соборов (в Хероне и
4-го Толедского, "Семь Партид" Альфонса Х как косвенные свидетельства бытования народного
театра в пору раннего средневековья. Аутос сакраменталес и религизный театр в Испании.
Полулитургическая драма: "Действо о Волхвах". "Пасос" Лопе де Руэда. Бартоломе де Торрес
Нааррно и его драматическая теория. Хуан дель Энсина и начало литературного театра в Испании.
9. Средневековая театральная традиция в Португалии. Косвенные свидетельства ее бытования.
Творчесво Жила Висенте, как соединение традиций площадного театра с традициями театра
придворного, унаследованными от испанской литературы. Билингвизм Жила Висенте. Жанры его
театра. "Действо о сибилле Кассандре", "Фарс об Инеш Перейре".
10. "Трилогия о кораблях" Жила Висенте как произведение, демонстрирующее разрушение
средневековых структур на уровне театральной парадигмы и наполнение их новым содержанием,
связанным с карнавальной стихией обновления и переворачивания мира наизнанку.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. − М.: Наука, 1967.
Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X -
XIIIв.). - М.: Искусство, 1989.
Дополнительно
1.Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. − Л.;
М.: Искусство, 1959.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1990.
3 Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III вв.). − М.: Наука, 1981.
4.Гвоздев А.А., Пиотровский Адр. История европейского театра. Античный театр. Театр
эпохи феодализма. − М.,Л.: Academia, 1931.
5.Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в
искусстве IX - XVI вв. − М.: Наука, 1988.
6. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. От возникновения до
1789 года. − М.,Л. : Искусство, 1941.
7. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. − М.: Издательство АН СССР, 1954
8. Зюмтор Поль. Опыт построения средневековой поэтики / Пер. с фр. И.К. Стаф. − СПб.:
Алетейя, 2003.
9. История западноевропейского театра / Под редакцией проф. С.С. Мокульского. − Т.1 −
М.: Искусство, 1956.
10. Коган П.С. Очерки по истории западноевропейского театра. − М.,Л.: Academia, 1934.
11. Колязин. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной
сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002.
12.Мокульский С.С. История западноевропейского театра. − Ч.1: Античный театр;
средневековый театр; театр эпохи Возрождения. − М.: ГИХЛ, 1936.
ЛИТЕРАТУРА
13. Очерки по истории европейского театра / под ред. А.А. Гвоздева и А.А. Смирнова.−
Выпуск 1: Античность, Средние века и Возрождение . − Петербург: Academia, 1923.
14. Павленко А. Теория и театр. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
15 .Петров Д.К. Заметки по истории староиспанской комедии.− Ч.1. − СПб: Типо-
литография А.Э. Винеке, Екатерингофский просп.,15, 1907.
16.Средневековые французские фарсы / Сост., предисловие и коммент. А.Д. Михайлова. −
М.: Искусство, 1981.
17. Три фарса об адвокате Пателене. − М.: ГИХЛ, 1951.
18.Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. Мокульского. − Т.
1 – 2-е изд. – М.: Искусство, 1953.
Автор программы – А. П. Жуков

Целью курса является углубление представлений слушателей о современных научных 
представлениях о процессе возникновения западноевропейского театра как искусства, об 
основных памятниках и сведениях, сохранившихся о бытовании театра в Западной Европе 
в Раннее, Зрелое и Высокое средневековье.
В результате занятий у студентов должны сформироваться:
расширенное представление о зарождении западноевропейского театра;
углубленное знание специфики и памятников жанров театра средних веков;
углубленное знание специфики и памятников жанров театра средних веков; 
навыки оперирования понятиями и терминами, необходимыми для анализа 
исторических, политических и кульрных и религиозных явлений средних веков;
навыки использования полученных знаний для интерпретации драматургических текстов средних 
веков.
1. Традиция античных мимов и гистрионов в Западной Европе раннего средневековья. 
Запретительные акты церковных соборов и высказывания ранних христианских апологетов о 
греховной природе театрального зрелища, как с этической, так и с эстетической стороны. Институт 
раннесредневековых йокулаторов, его развитие и спецификация. Следы античной театральной 
традиции в раннее средневековье. Хротсвита Гандерсгеймская и ее драмы.
2. Источники рождения западноевропейской драмы: а) литургия, сакральное действо и его 
постепенная театрализация; b) полулитургическая драма, ее особенности. Переход сценического 
времени из "всегда" в "когда-то"; с) карнавал и праздники народного календаря, как важный элемент 
в становлении европейской театральной культуры; d) шутовские организации раннего и зрелого 
средневековья, церковные и светские, Базошь, "веселая месса"; е) театральной пространство в средние 
века. Движение от открытости, невычленненности актера и зрителя к театру-коробке, отделяющему 
вымышленный мир занавесом.
3. Особенности жанров средневекового театра: мистерия, миракль, моралите, фарс, соти, ауто, 
житийные действа, дьяблерии.
4. Средневековая театральная традиция во Франции. Полулитургические драмы: "Действо об 
Адаме", "Действо о Воскресении"; Жан Бодель "Игра о св. Николае"; Адам де ла Аль "Игра в 
беседке", "Игра о Робене и Марион"; Рютбёф "Миракль о Теофиле", сборник мираклей "Чудеса 
Пресвятой Богородицы". Фарсы об адвокате Пателене.
5. Средневековая театральная традиция в Германии. Религиозный театр: Редентинская пасхальная 
драма, франкфурсткие "Страсти", "Игра о Нейдхарте". Франкфуртский карнавал. Кельнский карнавал. 
Базельский карнавал. Нюрнбергский Шембартлауф. Фастнахтшпиль.
6. Средневековая театральная традиция в Англии. Косвенные свидетельства о средневековом 
театре (Дж. Чосер; "Проповедь против мираклей" и др.). Жеффрей "Действо о св. 
Екатерине", "Шрюсберийские о фрагменты", Иоркский цикл, пьесы Хеджа, Таунлийский 
сборник, "Интермедия о школяре и девице", моралите "Замок стойкости", "Человечество" и др.
7. Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte. Ее основные персонажи, их специфика. 
Понятие типа в средневековой литературе.
8. Средневековая театральная традиция в Испании. Постановления церковных соборов (в Хероне и 
4-го Толедского, "Семь Партид" Альфонса Х как косвенные свидетельства бытования народного 
театра в пору раннего средневековья. Аутос сакраменталес и религизный театр в Испании. 
Полулитургическая драма: "Действо о Волхвах". "Пасос" Лопе де Руэда. Бартоломе де Торрес 
Нааррно и его драматическая теория. Хуан дель Энсина и начало литературного театра в Испании. 
9. Средневековая театральная традиция в Португалии. Косвенные свидетельства ее бытования. 
Творчесво Жила Висенте, как соединение традиций площадного театра с традициями театра 
придворного, унаследованными от испанской литературы. Билингвизм Жила Висенте. Жанры его 
театра. "Действо о сибилле Кассандре", "Фарс об Инеш Перейре".
10. "Трилогия о кораблях" Жила Висенте как произведение, демонстрирующее разрушение 
средневековых структур на уровне театральной парадигмы и наполнение их новым содержанием, 
связанным с карнавальной стихией обновления и переворачивания мира наизнанку.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. − М.: Наука, 1967. 
Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X - 
XIIIв.). - М.: Искусство, 1989.
Дополнительно
1.Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. − Л.; 
М.: Искусство, 1959.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и 
Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1990. 
3 Бычков В.В. Эстетика поздней античности (II-III вв.). − М.: Наука, 1981. 
4.Гвоздев А.А., Пиотровский Адр. История европейского театра. Античный театр. Театр 
эпохи феодализма. − М.,Л.: Academia, 1931. 
5.Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в 
искусстве IX - XVI вв. − М.: Наука, 1988. 
6. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. От возникновения до 
1789 года. − М.,Л. : Искусство, 1941. 
7. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. − М.: Издательство АН СССР, 1954
8. Зюмтор Поль. Опыт построения средневековой поэтики / Пер. с фр. И.К. Стаф. − СПб.: 
Алетейя, 2003. 
9. История западноевропейского театра / Под редакцией проф. С.С. Мокульского. − Т.1 − 
М.: Искусство, 1956. 
10. Коган П.С. Очерки по истории западноевропейского театра. − М.,Л.: Academia, 1934. 
11. Колязин. От мистерии к карнавалу. Театральность немецкой религиозной и площадной 
сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002.
12.Мокульский С.С. История западноевропейского театра. − Ч.1: Античный театр; 
средневековый театр; театр эпохи Возрождения. − М.: ГИХЛ, 1936.
ЛИТЕРАТУРА
13. Очерки по истории европейского театра / под ред. А.А. Гвоздева и А.А. Смирнова.− 
Выпуск 1: Античность, Средние века и Возрождение . − Петербург: Academia, 1923. 
14. Павленко А. Теория и театр. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 
15 .Петров Д.К. Заметки по истории староиспанской комедии.− Ч.1. − СПб: Типо-
литография А.Э. Винеке, Екатерингофский просп.,15, 1907. 
16.Средневековые французские фарсы / Сост., предисловие и коммент. А.Д. Михайлова. − 
М.: Искусство, 1981. 
17. Три фарса об адвокате Пателене. − М.: ГИХЛ, 1951. 
18.Хрестоматия по истории западноевропейского театра / Сост. и ред. С. Мокульского. − Т. 
1 – 2-е изд. – М.: Искусство, 1953.
Автор программы – А. П. Жуков

 

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930