Викторианская империя vs постколониальная Британия
Цели занятий
Общепредметные |
|||||||||
Освоение общих методологических принципов гуманитарных наук |
|||||||||
Развитие и расширение профессионального (филологического) кругозора слушателей |
|||||||||
Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата; |
|||||||||
Повышение уровня профессиональной компетенции; |
|||||||||
Повышение уровня историко-культурной компетенции; |
|||||||||
Развитие уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантному восприятию социальных и культурных различий |
|||||||||
Специальные |
|||||||||
• Развивать навыки использования английского для решения профессиональных задач, в том числе письменного и устного изложения результатов анализа текстов |
|||||||||
|
В рамках курса решается задача формирования у студентов следующих навыков и умений:
• умение осмыслять литературные и другие явления культуры в социально-культурном контексте;
• умение понимать уникальность исторических событий и явлений;
• опознавать различные риторические структуры в тексте;
• умение учитывать национальную специфику различных культур
• понимание невозможности судить одну культуру в терминах другой;
• умение судить об отдельных явлениях в их взаимосвязи с социальным и культурным целым (с «духом эпохи»);
• понимание специфики художественной наррации по сравнению с историографической
Слушатели познакомятся с ключевыми событиями истории Великобритании второй половины ХХ века, нормативно-ценностной системой общества в период ее радикальных изменений, основными явлениями британской культуры (в том числе массовой). Объектом изучения станут также базовые понятия и категории, применяемые в междисциплинарных программах British Studies, вся терминология будет предлагаться в сопоставлении ее английской и русской версий.
Курс обеспечен обширным иллюстративным и аналитическим материалом: примеры из художественной литературы, публицистики, поп-лирики, телевизионных сериалов и художественных фильмов Великобритании второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Итоговая оценка складывается из следующих компонентов:
1. Подготовка к занятиям, участие в дискуссиях – 20 %
2. Промежуточное эссе – 30 %
3. Итоговое эссе – 30 %
4. Итоговый устный экзамен – 20%
Содержание курса |
|
||||||||||||||||
Занятие 1 Введение. Задачи курса. Знакомство с основными видами иллюстративных материалов и технологией подготовки к занятиям. |
|
||||||||||||||||
Занятие 2 Общая характеристика социальной ситуации в Великобритании между двумя мировыми войнами. Великобритания во Второй мировой войне. |
|
||||||||||||||||
Занятие 3 Новая реальность конца империи.Расширение географического кругозора и пересмотр традиционных геополитических иерархий. |
|
||||||||||||||||
Занятие 4 Распад Империи. Изменения индустриальной географии. Миграция населения. |
|
||||||||||||||||
Занятие 5 Классовое сознание и социальные сдвиги в связи с послевоенными «открытиями»: развитие комплекса вины и социальной ответственности |
|
||||||||||||||||
Занятие 6 Отрицание старых ценностей и поиски новых: эскейпизм и нонконформизм. |
|
||||||||||||||||
Занятие 7 Общие предпосылки феномена 1968 года.Британские процессы на общемировом фоне |
|
||||||||||||||||
Занятие 8 Подведение промежуточных итогов. Коллоквиум. |
|
||||||||||||||||
Занятие 9 Формирование надклассовой субкультуры.Культурная конвергенция |
|
||||||||||||||||
Занятие 10 Британия – Америка: история взаимоотношений.Новый этап взаимовлияний. |
|
||||||||||||||||
Занятие 11 Сексуальная революция. Феминизм второй волны |
|
||||||||||||||||
Занятие 12 «Английскость» - новое прочтение.Как быть англичанином, валлийцем, шотландцем, ирландцем, но не британцем. |
|
||||||||||||||||
Занятие 13 Языковая политика. Средства массовой коммуникации. |
|
||||||||||||||||
Занятие 14 Мультикультурализм новой Британии. Пост-колониализм. Пост-национализм: от «1984» к «1985» |
|
||||||||||||||||
Занятие 15 Новый рубеж веков. Терпимость и политкорректность. Идейный и художественный репертуар новейшей культуры |
|
||||||||||||||||
Форма текущего и промежуточного контроля: |
|
||||||||||||||||
Промежуточное эссе объемом около 15 тысяч знаков на русском языке. Задача работы – продемонстрировать полученные навыки анализа и сопоставления на материале изученных за период текстов. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, но согласовывает с преподавателем. Работа предоставляется в электронном виде, в системе SAKAI. |
|
||||||||||||||||
Форма итогового контроля: |
|
||||||||||||||||
Итоговая письменная работа. Согласование темы и плана итоговой письменной работы производится на консультации с преподавателем. В работе должна быть поставлена и проанализирована проблема на материале не менее чем трех-четырех книг и статей. Объем работы: 20-25 тыс. знаков (с пробелами) на русском языке. Работа представляется в электронном виде, в системе SAKAI. Список тем для заключительных письменных работ: |
|
||||||||||||||||
2.4.1. |
Список обязательной литературы |
||||||||||||||||
Bassnett, S. ed., Studying British Cultures: An Introduction. London: Routledge, 1997. |
|||||||||||||||||
Brendon R. The Decline and Fall of the British Empire 1981-1997. London: Vintage books, 2008. |
|||||||||||||||||
Clarke, P. Hope and Glory: Britain 1900-1990. Harmondsworth: Penguin, 1997 |
|||||||||||||||||
Coxall, Bill and Lynton Robins British Politics Since the War. Basingstoke: Macmillan, 1998. |
|||||||||||||||||
2.4.2. |
Список дополнительной литературы |
||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
2.4.3. |
Перечень иных информационных источников |
||||||||||||||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека |
Автор программы – В. Г. Тимофеев