Венский модерн

Спецсеминар

 

Семинар «Венский модерн» посвящен знакомству с культурной эпохой конца XIX –
начала ХХ вв. в Австрии. Культурные коды «Венского модерна», его семиотика и базовая
проблематика рассматриваются на материале литературы, искусств и социокультурных
явлений в их взаимодействии и перекличке, с учетом широкого общеевропейского
контекста.
Семинар направлен на развитие у студентов понимания закономерностей культурной
эпохи, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из
основных результатов семинара должно явиться создание представления об особенностях
и культурном языке данной эпохи в Австрии.
В результате занятий у студентов должны сформироваться: представление об основных
составных элементах культурного процесса конца XIX – начала ХХ вв. в контексте
социокультурных явлений, характеризовавших Австрию этого времени; умение учитывать
весь комплекс этих элементов при анализе отдельных явлений и фактов культуры
на материале разных искусств; владение основной системой понятий и терминов,
необходимых для анализа культурно-исторических явлений; знание основных методов
анализа явлений художественной культуры и способность применять эти методы на
практике.
Структура и содержание учебных занятий
1.Проблематика культурной эпохи Венского модерна.
2. Предпосылки культуры Венского модерна.
3. Литературный модерн.
4. Модерн в искусстве и архитектуре.
5. Театральный и музыкальный модерн.
6. Модерн в гуманитарных науках
Содержание курса: 1.Вводная: проблема комплексного изучения культурного
феномена (эпохи) в рамках специализации «Исследования немецкой культуры».
Модерн и модернизм: проблемы изучения, номинации и дифференциации. Модерн как
концептуальная и историческая категория.
2. Западноевропейские истоки и контексты модерна в Германии и Австрии. Модерн и
натурализм. Модерн и его трансформация в 1890-е гг. Модерн и декаданс. Модерн начала
ХХ века. Модерн и авангард. Берлин, Мюнхен, Вена: немецкоязычные центры культуры
модерна. Культура венского модерна. Движение «Сецессион».
3. Литературный импрессионизм. «Молодая Вена» (Петер Альтенберг, Артур Шницлер,
Рихард Беер-Хофман). Символизм в австрийской литературе (Гуго фон Гофмансталь).
Неоромантическая литература в Австрии.
4. Модерн в венской архитектуре (Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Адольф Лоос). Модерн в
венской живописи (Густав Климт, Эгон Шиле). Прикладное искусство в эпоху модерна.
Венские мастерские. Книжная графика.
5. Модерн в музыке: от «синтетического произведения искусства» к атональной музыке
(Густав Малер, Адольф Шенберг). Театральный и театрально-музыкальный модерн
(венская оперетта). Культура венского литературного кабаре.
6.Модерн и модернизация городской культуры Вены. Модерн в гуманитарных науках
(Зигмунд Фрейд)
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтенберг П. Избранные миниатюры.
2. Гофмансталь Г. фон: Письмо. – Избранные стихотворения. – Сказка 672-й ночи.
3. Шницлер А. Хоровод. – Зеленый какаду. -- Мертвые молчат. - Лейтенант Густль.
4. Горюнов В. С., Тублин М. П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992
5. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989
6. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков. СПб., 2001
Дополнительно
Березина А. Г. Модерн и модернизм // Русская германистика. Ежегодник РСГ. Т. IV. М.,
2008. С. 28 – 41
Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
Божович В. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987
Жеребин А. И. Вертикальная линия: философская проза Австрии в русской перспективе.
СПб., 2004
Модерн. Модернизм. Модернизация. М., 2004
Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада. М., 2007
Цветков Ю. Литература венского модерна. М. – Иваново, 2003
Чаки М. Идеология оперетты и венский модерн. СПб., 2001
Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. Stuttgart, 1981
Автор программы – А. В. Белобратов

Семинар «Венский модерн» посвящен знакомству с культурной эпохой конца XIX – 
начала ХХ вв. в Австрии. Культурные коды «Венского модерна», его семиотика и базовая 
проблематика рассматриваются на материале литературы, искусств и социокультурных 
явлений в их взаимодействии и перекличке, с учетом широкого общеевропейского 
контекста.
Семинар направлен на развитие у студентов понимания закономерностей культурной 
эпохи, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из 
основных результатов семинара должно явиться создание представления об особенностях 
и культурном языке данной эпохи в Австрии.
В результате занятий у студентов должны сформироваться: представление об основных 
составных элементах культурного процесса конца XIX – начала ХХ вв. в контексте 
социокультурных явлений, характеризовавших Австрию этого времени; умение учитывать 
весь комплекс этих элементов при анализе отдельных явлений и фактов культуры 
на материале разных искусств; владение основной системой понятий и терминов, 
необходимых для анализа культурно-исторических явлений; знание основных методов 
анализа явлений художественной культуры и способность применять эти методы на 
практике. 
Структура и содержание учебных занятий
1.Проблематика культурной эпохи Венского модерна.
2. Предпосылки культуры Венского модерна.
3. Литературный модерн.
4. Модерн в искусстве и архитектуре.
5. Театральный и музыкальный модерн.
6. Модерн в гуманитарных науках
Содержание курса: 1.Вводная: проблема комплексного изучения культурного 
феномена (эпохи) в рамках специализации «Исследования немецкой культуры». 
Модерн и модернизм: проблемы изучения, номинации и дифференциации. Модерн как 
концептуальная и историческая категория.
2. Западноевропейские истоки и контексты модерна в Германии и Австрии. Модерн и 
натурализм. Модерн и его трансформация в 1890-е гг. Модерн и декаданс. Модерн начала 
ХХ века. Модерн и авангард. Берлин, Мюнхен, Вена: немецкоязычные центры культуры 
модерна. Культура венского модерна. Движение «Сецессион».
3. Литературный импрессионизм. «Молодая Вена» (Петер Альтенберг, Артур Шницлер, 
Рихард Беер-Хофман). Символизм в австрийской литературе (Гуго фон Гофмансталь). 
Неоромантическая литература в Австрии.
4. Модерн в венской архитектуре (Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Адольф Лоос). Модерн в 
венской живописи (Густав Климт, Эгон Шиле). Прикладное искусство в эпоху модерна. 
Венские мастерские. Книжная графика.
5. Модерн в музыке: от «синтетического произведения искусства» к атональной музыке 
(Густав Малер, Адольф Шенберг). Театральный и театрально-музыкальный модерн 
(венская оперетта). Культура венского литературного кабаре.
6.Модерн и модернизация городской культуры Вены. Модерн в гуманитарных науках 
(Зигмунд Фрейд)
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтенберг П. Избранные миниатюры.
2. Гофмансталь Г. фон: Письмо. – Избранные стихотворения. – Сказка 672-й ночи.
3. Шницлер А. Хоровод. – Зеленый какаду. -- Мертвые молчат. - Лейтенант Густль. 
4. Горюнов В. С., Тублин М. П. Архитектура эпохи модерна. М.,1992
5. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. М., 1989
6. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков. СПб., 2001
Дополнительно
Березина А. Г. Модерн и модернизм // Русская германистика. Ежегодник РСГ. Т. IV. М., 
2008. С. 28 – 41
Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991 
Божович В. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987
Жеребин А. И. Вертикальная линия: философская проза Австрии в русской перспективе. 
СПб., 2004
Модерн. Модернизм. Модернизация. М., 2004
Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада. М., 2007
Цветков Ю. Литература венского модерна. М. – Иваново, 2003
Чаки М. Идеология оперетты и венский модерн. СПб., 2001
Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. Stuttgart, 1981
Автор программы – А. В. Белобратов

 

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930