История зарубежной литературы Возрождения и XVII века

Слушатели должны получить твердое представление о литературоведческой, теоретико-литературной проблематике, связанной с Ренессансом и Барокко, и  возможно более полное, в рамках короткого курса,  знакомство с историко-культурным и литературным процессом в Западной  Европе XVI – XVII вв. Они должны получить представление о функционировании, изменчивости и обогащении мотивов, топосов и сюжетов в западноевропейской и отчасти русской словесности в пределах программы курса. Требуется также формирование первичных навыков анализа поэтики и проблематики художественных текстов разных жанров. На экзамене, проводимом в форме традиционного университетского индивидуального собеседования, студент должен удовлетворить данным требованиям.

 

Курс, являясь по существу курсом истории ряда духовных  явлений, предполагает и требует некоторого необходимого уровня предварительной подготовки по новой
истории Европы, в то же время расширяя и углубляя представления студента об историческом процессе, взятом как целостность материальных и духовных процессов.

 

Слушатель получает следующие знания и навыки:

 

Чтение в переводе на русский язык произведений ренессансной  литературы, рекомендованных преподавателем, представление о  характере отношений народно-смеховой  мифологической культуры и учёного гуманизма.

Знание характера общекультурного перехода к Новому времени и взаимодействия противоборствующих эстетических систем в Ренессансе, Классицизме и Барокко. Знакомство с основными ренессансными, классицистическими и барочными литературными теориями, жанрами, стихотворными размерами. Представление о влиянии западной литературы XVI-XVII в.в. на русскую литературу, о рецепции сюжетов и образов начала Нового времени в литературах последующих эпох.

 

Проведение коллоквиумов и круглых столов по тематике лекций предполагает самостоятельную работу студентов, где слушатель ставится перед проблемой литературоведческого характера, а знание открывается им самостоятельно, преподаватель же наводящими вопросами способствует привлечению дополнительных фактов истории и теории литературы, что ведет к всестороннему пониманию существа предмета истории мировой литературы. При этом интерактивные формы могут иметь эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе работы компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации.

 

ЛИТЕРАТУРА


учебник «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» М.П.Алексеева, А.А.Смирнова, В.М.Жирмунского, С.С. Мокульского в любом издании, включая цифровые                                                             Пуришев Б.И. «Хрестоматия по история зарубежной литературы средних веков и Возрождения» в любом издании                                                   История зарубежной литературы XVII в./ под ред. М.В. Разумовской. М., 1986

 

Дополнительно


Ауэрбах Э. Мимесис М.,1976. Гл. 3 – 8.
Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы л\изд
Бахтин М.М. Эпос и роман// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики л\изд; Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культуры средневековья…л\изд. С. 1 – 20 («К постановке вопроса»).
Боура С. М.Героическая поэзия М., 2002. – Гл. 5: «Механизмы повествования». -      С. 236 -284, гл.6: «Техника сложения. Язык». С.285 – 339.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика л\изд
Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979. – С. 25 – 55.
Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М.,1972. С.62 – 130; 152 -160.
Добровольский А.Л. Данте. М.: Мысль, 1990
Карсавин Л.П. Мистика и её значение // Карсавин Л. Малые сочинения. СПб., 1994. С.9 – 21.        Его же: Святые отцы и учители церкви. МГУ.,1994: Христианский гносис и Климент Александрийский. Ориген. С.54 – 79. Св. Григорий Нисский. С.119 – 140. . Мейлах М.Б. Язык трубадуров М.,1975
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман
Михайлов А.Д. Средневековый французский фарс// Средневековые французские фарсы. М.:Искусство, 1981. С. 7 – 32.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки   л\изд
Смирнов А.А. Предисловие\\Ирландские саги. Любое издание
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Любое издание
5.1.22
Шкунаев С. Герои и хранители ирландских преданий// Предания и мифы средневековой Ирландии. –МГУ, 1991. – С. 5 -19.
Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.,1988
Элиаде М. Сакральное и мирское. Любое изд.

 

Анализируемые тексты


1. Ф. Петрарка   О презрении к миру. Сонеты из "Канцоньере"
2. Л.Ариосто      Неистовый Роланд      по хрестоматии
3. Эразм Роттердамский  Оружие христианского воина или  Похвальное слово глупости
4. Ф. Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль   кн.1,2
5. П. де Ронсар Лирика - по хрестоматии
6. М.де Сервантес Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский  - обе книги
7. Лопе де Вега Фуенте Овехуна  или   Звезда Севильи (одна из комедий)
8. Т.Мор Утопия
9. Кр. Марло Трагическая история доктора Фауста    по хрестоматии
10. У. Шекспир Генрих IV; Ричард III; Двенадцатая ночь; Венецианский купецРомео и Джульетта; Юлий Цезарь; Гамлет; Отелло; Макбет; Король Лир, Буря

11. Корнель П. Сид Гораций
12. Расин Ж.  Британик Федра
13. Мольер    Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Мещанин во дворянстве
14. Лафонтена Ж. Басни
15. Ларошфуко ф. Максимы  
16. Лабрюйер Ж.  Характеры
17. Буало Н. Поэтическое искусство
18. Мильтон Дж.  Потерянный рай ( по хрестоматии)
29. Кальдерон де ла Барка П. Жизнь есть сон /пер. К. Бальмонта

 

Автор программы – О. А. Светлакова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930