Категории поэтики в смене литературных эпох

Цель курса – формирование систематических знаний в области истории испанской литературы.

 

Содержание занятий:

 

1. Общий очерк испанской литературы XVIII – XIX в.в.
1.1.   Испанская литература эпохи  Просвещения.
1.1.1. Бенито Хименес Фейхоо  - крупнейший мыслитель раннего Просвещения в Испании. Первые попытки возрождения национальных литератур Галисии, Каталонии и Басконии. Обоснование принципов просветительского классицизма в «Поэтике» Игнасио Лусана. Просветительская проза: «Жизнь» Диего де Торреса –Вильяроэля, сатирический роман Хосе де Ислы «Фрай Герундио де Кампасас».
1.1.2. Философские, экономические, политические и эстетические воззрения Гаспара Мельчора де Ховельяноса; его поэзия и «мещанская драма» «Честный преступник». «Марокканские письма» Хосе Кадальсо. Классицистская трагедия Николаса Фернандеса де Моратина. Классицистская комедия Томаса де Ириарте. Леандро Фернандес де Моратин – крупнейший комедиограф испанского Просвещения. Слияние мольеровских традиций  и традиций испанской национальной драматургии в семейно-бытовых комедиях Моратина. Малые драматические формы: сайнеты и сарсуэлы; драматургия Рамона де ла Крус. Расцвет жанра басни в испанской поэзии ХУШ в.: Феликс Мария де Саманьего и Томас Ириарте. Севильская и саламанкская школа в поэзии. Хуан Мелендес Вальдес и его эволюция от просветительского классицизма к сентиментализму.
1.1.3. Революционно-патриотический классицизм. Война за независимость. Мануэль Хосе Кинтана, его героико-патриотические оды и поэма «Пантеон Эскориала» . Расцвет журналистики. Памфлеты Себастиано Миньяно. Политическая деятельность Мартинеса де ла Росы.
2. Испанский романтизм.
2.1.Опыт европейского романтизма и национальное своеобразие романтизма в Испании. «Кальдероновский спор» 1814-1820 гг. Издание «Всеобщего романсеро» А. Дураном и его «Рассуждение о влиянии современной критики на упадок старого испанского театра». Предисловие Антонио Алькала Галиано к «Мавру-подкидышу» герцога де Риваса  - манифест испанского романтизма. Поэтическое творчество Анхеля Сааведры, герцога де Риваса, его роман в стихах « Мавр- подкидыш».
.2.2. Хосе де Эспронседа – крупнейший поэт испанского романтизма: романтическая интерпретация легенды о Дон Жуане в поэме «Саламанкский студент»; поэма «Мир-дьявол».
2.3.Испанская романтическая драма: Антонио Гарсиа Гутьеррес, Хуан Антонио Артсенбуч. Творчество Хосе Соррильи («Песни трубадура», драматургия, своеобразное истолкование легенды о Дон Жуане в драме «Дон Хуан Тенорио». Поздняя поэма «Гранада».
.2.4. Последний крупный поэт испанского романтизма Густаво Адольфо Бекер: «Стихи» и «Легенды».
3. Костумбризм и реализм.
.3.1. «Андалузские сцены» Серафина Эстебанеса Кальдерона и «Мадридские сцены» Рамона Месонеро Романоса. Публицистика Мариано Хосе де Ларры. Журналы «Сатирический оборотень современности» и «Простодушный болтун».
.3.2. Регионалистская проза: Фернан Кабальеро. Рассказы Антонио де Труэвы. Романы Хосе Мариа Переды. Педро Антонио де Аларкон и его повесть «Треугольная шляпа». Реалистический социально-психологический роман Хуана Валеры.
3.3. Бенито Перес Гальдос – крупнейший прозаик Испании Х!Х в. Эмилия Пардо Басан и ее «романы-исследования». Леопольдо Алас (Кларин) – мастер малой повествовательной формы. Творчество Армандо Паласио Вальдеса. Кризис реализма в романах Висенте Бласко Ибаньеса.


4. Поколение 1898 года и модернизм.
4.1. «Поколение 1898 года» – идейное и культурное движение нач. ХХ в.
4.1.1.Краузизм и реализм: продолжение традиции и резкое размежевание.
4.1.2. Концепция интраистории.
4.1.3. Образ Дон Кихота как национальный миф.
4.1.4. Философия испанской истории, религиозно-философские поиски и самозарождение экзистенциалистского мышления. Философия Ортеги-и-Гассета.
4. 2.Творчество Мигеля де Унамуно.
4.2.1. Первые эссе. Роман «Мир во время войны», учение об «интраистории», влияние Л.Н.Толстого.
4.2.2. Концепция агонизма: «Жизнь Дон Кихота и Санчо», «О трагическом чувстве жизни у людей и народов», «Агония христианства» .Предвосхищение литературного опыта экзистенциалистов в художественном творчестве Унамуно.
4.3. Испанский модернизм, его специфика.
4.3.1. Влияние Рубена Дарио на испаноязычную поэзию.
4.3.2. Эстетизм, «чистая» поэзия. Творчество Хуана Рамона Хименеса.
4.4. Рамон Мария дель Валье-Инклан. Связь его эстетики с модернизмом.
4.4.1. Личность Валье-Инклана как модернистская легенда.
4.4.2. Эстетизация действительности в «Сонатах».
4.4.3. Произведения галисийского цикла («Цветок святости», «Тенистый сад»). Трилогия о карлистской войне «Крестоносцы правого дела».
4.4.4. Драматургия Валье-Инклана: фольклорное сознание в «Варварских комедиях», специфика жанра «эсперпенто».
4.4.5. Роман «Тиран Бандерас» как предтеча современной латиноамериканской прозы. Незавершенный цикл романов  «Арена Иберийского цирка», его художественные особенности, связь с драматургией.
4.5. Проза Пио Барохи. Идеологические и авантюрные романы. Полифонический показ идей: исследование анархизма в романе «Алая заря» и активизма в романе «Или Цезарь, или ничто». Баскская тематика в цикле морских романов. Культ «незаинтересованного действия» в исторических романах.
4.6. Творчество Антонио Мачадо.
4.6.1. Влияние модернизма в ранних сборниках.
4.6.2. Комплекс идей «поколения 1898 года» в сборнике «Поля Кастилии».
4.6.3. Философская проблематика жизни духа во времени в лирике Мачадо, ее связь с идеями Бергсона, Хайдеггера, Унамуно и с художественным миром романов М. Пруста. Философская проза. Признание народа высшей творческой силой, позиция Мачадо в годы гражданской войны.
4.6.4. Теория «временной» и «концептуальной» поэзии. Родовое начало в поэзии Мачадо.
5. Поэты поколения 1927 года.
5.1. Второе латиноамериканское влияние: Висенте Уидобро  , его концепция креасьонизма, культ метафоры. Пристальное внимание к культеранистской поэзии Луиса де Гонгоры.
5.1.1.Группа ультраистов: Херардо Диего.
5.1.2. «Университетские « поэты Хорхе Гильен, Педро Салинас, Дамасо Алонсо.
5.1.3. Сюрреализм и его специфика в испанской традиции: Висенте Алейксандре, Луис Сернуда, Федерико Гарсиа Лорка, Рафаэль Альберти.
5.2. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки.
5.2.1. Тема смерти и судьбы в ранней лирике.
5.2.2. Передача внутреннего смысла народной поэзии в сборнике «Поэма о канте хондо» . Мифотворчество в «Цыганском романсеро», основные мотивы сборника. Трагический конфликт человека с цивилизацией в сборнике «Поэт в Нью-Йорке»: новый поэтический язык, сюрреалистическая техника стиха. Цикл «Диван Тамарита» , поиски новой гармонии.
5.2.3. Драматургия Лорки: романтический конфликт в драме «Мариана Пинеда»; сюрреалистические пьесы-притчи «Когда пройдет пять лет» и «Публика». Поиски театра социального действия в драмах «Кровавая свадьба», «Йерма», «Дом Бернарды Альбы».
6. Литература в годы гражданской войны.
6.1. Творчество Рафаэля Альберти
6.1.1. Романтическое преображение реальности в ранней лирике; образ утраченного рая в сборнике «Об ангелах»
6.1.2. Стихи военных лет: воссоздание жанра героического романса. Драма Альберти «Ночь войны в музее Прадо».
6.2. Поэзия Эмилио Прадоса (сборник Неполный календарь хлебов и рыб»: проблема ангажированности  поэта, слова и молчания).
6.3. Творчество Мигеля Эрнандеса
6.3.1. Неогонгоризм и неоконсептизм в сборниках «Знаток лун», «Неугасимый луч». Ауто «Кто тебя видел, кто тебя видит и тень того, кем ты был».
6.3.2. Деятельность Эрнандеса во время войны, создание злободневного, оперативного театра. Пафос старинного эпоса в сборнике «Ветер народа». Последний сборник «Романсеро и кансьонеро разлук».

7. Литература послевоенного периода.
7.1. Роль философии экзистенциализма, влияние концепций Ортеги-и-Гассета и Унамуно на творческую интеллигенцию Испании 1940-х гг. Тремендизм как экзистенциальная концепция действительности в романах Камило Хосе Селы. и Кармен Лафорет.
7.2. Социальный роман 60-х годов.
7.2.1. Появление в 1950-х гг. «поколения без наставников». Влияние итальянского неореализма на романистов 1950-х гг. Метод «объективного свидетельствования», «бегство в действительность». Бессюжетность повествования, стилизация под документальную прозу. Романы Хуана Гойтисоло, Аны Марии Матуте.Творческий путь Мигеля Делибеса, почвеннические и городские романы.
7.3 Драматургия 60-х-70-х годов.
7.3.1. Альфонсо Састре – деятель экспериментального театра. Антимилитаристская драма «Отделение, обреченное на смерть», социальные драмы. Цикл драм о революции: утверждение личной ответственности каждого перед всеми. Исторические драмы 1960-х гг.
7.3.2. Драматургия Антонио Буэро Вальехо; социальные, символико-аллегорические, исторические пьесы.

8. Литература последних десятилетий ХХ века.
8.1.Кризис метода объективного повествования в начале 1960-х гг.
8.1.1. Луис Мартинес Сантос и его роман «Время молчания»; проза Альфонсо Гроссо. Усложнение образной структуры романов, неоавангардистские тенденции.
8.1.2. Влияние У. Фолкнера, Д. Буццати, нового латиноамериканского романа. Цикл романов о «Регионе» Хуана Бенета. Экспериментальная проза 1970-80-х гг.
8.2. Послевоенная поэзия.
8.2.1. Поэты-«гарсиласисты»: бегство от действительности. «Мятежная поэзия»: сборник Дамасо Алонсо «Дети гнева».
8. 2.2.Блас де Отеро и его «путь к большинству». Поэты конца 1950-х гг. – «сыновья Бласа де Отеро» (Феликс Гранде, Хосе Батльо, Карлос Саагун).
8.2.3.  «Новейшая» и «постновейшая» испанская поэзия (А.Колинас, Х.Таленс, Л.А.де Куэнка, Х.Силес, Л.А.де Вильена, Х.Эгеа, А.Сальвадор, Л.Гарсиа Монтеро).  
8. 3.  Постмодернизм в испанской литературе.
8. 3.1. Позднее творчество К.Х.Селы и Х.Гойтисоло. Эксперименты с языком и повествовательными формами, сильное игровое начало, фантастический внутренний мир Проза  Торренте Бальестера, Х.Бенета, А.Муньоса Молины, Х.Мариаса, Х.Марсе, А.Грандес.

Темы докладов и рефератов:

Темы докладов и рефератов:
Национальная специфика испанского Просвещения.
Испанская романтическая драма.
Творчество Густаво Адольфо Беккера.
Творческий путь Бенито Переса Гальдоса.
Роман Мигеля де Унамуно «Туман» как повествование с открытыми стропилами.
Творческая личность Валье-Инклана.
Символизм и историзм в поэзии Антонио Мачадо
Почему Пио Барохой восхищался Хемингуэй?
Поэтические школы поколения 1927 года.
Анализ одного из поэтических сборников (или драм) Федерико Гарсии Лорки.
Поэтический мир Мигеля Эрнандеса.
Тремендизм и экзистенциальная философия.
Почвенничество Мигеля Делибеса, «маленький человек» в его романах.
Социальный роман 50-х годов и поэтика неореализма.
История в драматургии Антонио Буэро Вальехо.
Испанская поэзия последних лет.
Испанская проза последних лет.

 

ЛИТЕРАТУРА

Испанская литература Х!Х в.:
Перес Гальдос Б. Донья Перфекта. Тристана. Милосердие.
Хуан Валера. Пепита Хименес.

Испанская литература ХХ века:
М.де Унамуно. Туман.
Р.М.де Валье-Инклан. Наряд покойника. Дочь капитана. Вертеп алчности, похоти и смерти.
Ф. Гарсия Лорка. Избранная лирика. Кровавая свадьба. Дом Бернарды Альбы.
А. Мачадо. Избранная лирика.
К.Х.Села. Улей.
Гойтисоло Х. Печаль в раю.

 

Дополнительно

Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977
Тертерян И.А. Человек мифотворящий. О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. М., 1988.
Тертерян И.А. Современный испанский роман. М., 1989.
Миф о Дон Жуане. Спб, 2000
Неизученные страницы европейского романтизма. М., 1975
Багно В.Е. Россия и Испания: общая граница. Спб, 2006
Багно В.Е. Эмилия Пардо Басан и русская литература в Испании. Л., 1982
Арсентьева Н.Н. «Серебряный век» русской и испанской поэзии. Опыт сопоставления. М., 1995
Журавлев О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX-XX веков. СПб, 1992.
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Силюнас В.Ю. Испанская драма XX века. М., 1980.
Силюнас В.Ю. Федерико Гарсиа Лорка. Драма поэта. М., 1989.

 

Автор программы – А. Ю. Миролюбова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930