Нарратология

 

Цели курса

Общепредметные

Освоение общих методологических принципов гуманитарных наук

Развитие и расширение профессионального (филологического) кругозора слушателей

Освоение базовых принципов междисциплинарного подхода (история, культурология, литературоведение);

Повышение уровня историко-культурной компетенции;

Специальные

Формирование представлений об истории и основных категориях нарратологии как литературоведческой дисциплины.

Формирование представлений об основных инструментах нарратологии и областях их применения

Формирование навыков тематического и типологического анализа.

Формирование навыков нарратологического анализа

 

Курс имеет профессиональную направленность и рассчитан на студентов магистратуры, завершающих профессиональное обучение.

В рамках курса студенты должны получить отчетливое представление об истории и месте нарратологии в кругу других филологических дисциплин, ее целях, задачах и инструментах нарратологического анализа; научиться осмыслять литературные явления в социально-культурном контексте; научиться использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных при решении социальных и профессиональных задач.

 

Формы активной работы

Семинары, доклады, письменные эссе и презентации самостоятельной работы (не менее 50% аудиторной работы) и др.

 

Разделы курса
1. Проблемы нарратологии в истории литературоведения
2. Понятие литературы и признаки художественного повествования
3. Нарративные инстанции и коммуникативная структура художественного повествования
4. Нарративные уровни и модели повествовательного дискурса

Итоговая оценка за курс складывается следующим образом:

Критерии выставления финальной оценки:
Посещение и участие в занятиях – 20%
Промежуточная аттестация – 25%
Эссе – 25%
Итоговый экзамен – 30%

Содержание курса

Занятие 1 Классическая теория повествования XIX – начала ХХ века

Занятие 2  Русский формализм о проблемах повествования

Занятие 3  Рецептивные теории и нарратология

Занятие 4  Роль структурализма и пост-структурализма в формировании современной нарратологии

Занятие 5 Объем понятия литературы: проблема в исторической перспективе

Занятие 6  Функция, форма выражения, литературность

Занятие 7  Нарративность, функциональность, эстетичность: признаки художественного повествования

Занятие 8  Модели коммуникативных структур художественного повествования

Занятие 9  Проблема автора и читателя в исторической перспективе

Занятие 10 Автор и читатель: конкретные и абстрактные инстанции

Занятие 11  Эксплицитный и имплицитный нарратор. Недиегетический и диегетический нарратор

Занятие 12  Авторское самосознание и нарративные практики

Занятие 13  Теории «точки зрения» и «фокализации»; модели точки зрения

Занятие 14  Точка зрения и имплицитный читатель

Занятие 15  Проблема интерференции: «диалогичность», «чужой голос», «модус», «голос»

Форма текущего и промежуточного контроля:

Эссе, представляющее собой реферат, написанный на русском языке, объемом не менее 10000 знаков, посвященный одной (или нескольким смежным) из тем курса, на основе дополнительной литературы к соответствующей теме (темам), указанной в данной программе (а также с привлечением иных источников, при необходимости).

Форма итогового контроля:

Тему  итогового эссе определяют совместно студент и преподаватель. Литературу для написания эссе студент подбирает самостоятельно, консультируясь с преподавателем. Эссе должно занимать не менее 20000 знаков на русском языке. В нем автор должен показать владение материалом по избранной теме и умение аргументировано и логично доказать свою точку зрения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Женетт Ж.. Фигуры. Т.1, 2. М.,1999.
2. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
3. A Companion to Narrative Theory Ed.by J.Phelan and P.J.Rabinowitz. Blackwell Publishing, 2005.

 

Дополнительно

1. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

2. Bal, M. Narratology: introduction to the theory of narrative.2nd edition University of Toronto Press, 2002.

3. Rimmon-Kennan, S. Narrative Fiction. – (New accents).  Routledge, 1999.

4. Toolan, M.J. Narrative: a critical linguistic introduction/ Michael Toolan. - 2nd edition. London, 2006.

 

Иные информационные источники

http://www.rsl.ru/    -   Российская  государственная  библиотека
http://www.nlr.ru     -  Российсская  национальная  библиотека
http://www.libfl.ru/  -  Всероссийская  государственная  библиотека  иностранной  литературы им. М.И.Рудомино
http://www.shpl.ru/  -  Государственная  публичная  историческая  библиотека
http://www.rasl.ru/   -  Библиотека  Российской  Академиии  наук
http://lcweb.loc/gov/  -  Библиотека  Конгресса  США.

Автор программы – В. Г. Тимофеев

« Март 2024 »
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031