Нарратология
Цели курса
Общепредметные |
||||||||||||||||
Освоение общих методологических принципов гуманитарных наук |
||||||||||||||||
Развитие и расширение профессионального (филологического) кругозора слушателей |
||||||||||||||||
Освоение базовых принципов междисциплинарного подхода (история, культурология, литературоведение); |
||||||||||||||||
Повышение уровня историко-культурной компетенции; |
||||||||||||||||
Специальные |
||||||||||||||||
Формирование представлений об истории и основных категориях нарратологии как литературоведческой дисциплины. |
||||||||||||||||
Формирование представлений об основных инструментах нарратологии и областях их применения |
||||||||||||||||
Формирование навыков тематического и типологического анализа. |
||||||||||||||||
Формирование навыков нарратологического анализа |
Курс имеет профессиональную направленность и рассчитан на студентов магистратуры, завершающих профессиональное обучение.
В рамках курса студенты должны получить отчетливое представление об истории и месте нарратологии в кругу других филологических дисциплин, ее целях, задачах и инструментах нарратологического анализа; научиться осмыслять литературные явления в социально-культурном контексте; научиться использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных при решении социальных и профессиональных задач.
Формы активной работы
Семинары, доклады, письменные эссе и презентации самостоятельной работы (не менее 50% аудиторной работы) и др.
Разделы курса Итоговая оценка за курс складывается следующим образом: |
Критерии выставления финальной оценки: |
Содержание курса |
Занятие 1 Классическая теория повествования XIX – начала ХХ века |
Занятие 2 Русский формализм о проблемах повествования |
Занятие 3 Рецептивные теории и нарратология |
Занятие 4 Роль структурализма и пост-структурализма в формировании современной нарратологии |
Занятие 5 Объем понятия литературы: проблема в исторической перспективе |
Занятие 6 Функция, форма выражения, литературность |
Занятие 7 Нарративность, функциональность, эстетичность: признаки художественного повествования |
Занятие 8 Модели коммуникативных структур художественного повествования |
Занятие 9 Проблема автора и читателя в исторической перспективе |
Занятие 10 Автор и читатель: конкретные и абстрактные инстанции |
Занятие 11 Эксплицитный и имплицитный нарратор. Недиегетический и диегетический нарратор |
Занятие 12 Авторское самосознание и нарративные практики |
Занятие 13 Теории «точки зрения» и «фокализации»; модели точки зрения |
Занятие 14 Точка зрения и имплицитный читатель |
Занятие 15 Проблема интерференции: «диалогичность», «чужой голос», «модус», «голос» |
Форма текущего и промежуточного контроля: |
Эссе, представляющее собой реферат, написанный на русском языке, объемом не менее 10000 знаков, посвященный одной (или нескольким смежным) из тем курса, на основе дополнительной литературы к соответствующей теме (темам), указанной в данной программе (а также с привлечением иных источников, при необходимости). |
Форма итогового контроля: |
Тему итогового эссе определяют совместно студент и преподаватель. Литературу для написания эссе студент подбирает самостоятельно, консультируясь с преподавателем. Эссе должно занимать не менее 20000 знаков на русском языке. В нем автор должен показать владение материалом по избранной теме и умение аргументировано и логично доказать свою точку зрения. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Женетт Ж.. Фигуры. Т.1, 2. М.,1999.
2. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
3. A Companion to Narrative Theory Ed.by J.Phelan and P.J.Rabinowitz. Blackwell Publishing, 2005.
Дополнительно
1. Шмид В. Нарратология. М., 2003.
2. Bal, M. Narratology: introduction to the theory of narrative.2nd edition University of Toronto Press, 2002.
3. Rimmon-Kennan, S. Narrative Fiction. – (New accents). Routledge, 1999.
4. Toolan, M.J. Narrative: a critical linguistic introduction/ Michael Toolan. - 2nd edition. London, 2006.
Иные информационные источники
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://www.nlr.ru - Российсская национальная библиотека
http://www.libfl.ru/ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино
http://www.shpl.ru/ - Государственная публичная историческая библиотека
http://www.rasl.ru/ - Библиотека Российской Академиии наук
http://lcweb.loc/gov/ - Библиотека Конгресса США.
Автор программы – В. Г. Тимофеев