Мифопоэтический конструктивизм нового латиноамериканского романа.

Цель спецсеминара – формирование систематических знаний в области латиноамериканской литературы нового времени.

 

Студент должен владеть знаниями испанского языка и фоновыми знаниями по теории культуры, теории литературы и истории мировой литературы нового времени.

 

Содержание занятий

Феномен мифопоэтики. Особенности архаического мышления. Магия как этнокультурный феномен. Архаический синкретизм как отождествление объекта и субъекта, помыслов и реальности; желания и его исполнения; достоверного и иллюзорного; вещи и образа; предмета и его имени; тела и его свойства; причины и сходства; космического и социального; рождения и смерти. Архаический тип мышления: отсутствие «закона исключенного третьего», конкретность мышления и языка, «системы» счета. Магия имитационная и сопричастная. Опасные странствия в иные миры. Анимизм. Понятие тотема и метаморфизм. Миф как самосознание племени. Время «начала всех начал», «свое» и «чужое» пространство. Сакральность мироустроительного деяния. Ритуал как установление порядка. Ритуалы жертвоприношения, рождения, инициации. Продуцирующие и производственные ритуалы. Ритуалы смерти. Сакральность слова.

Адамизм и «недостаточность» языка как доминанта латиноамериканской литературы от хроник Конкисты до Нового латиноамериканского романа. «Перечислительная стратегия», «инвентаризация вещей мира». Непосредственная связь между «называнием вещей» и созданием мифов. Мифогенная функция и сила Первослова.

Понятие «нового» латиноамериканского романа: «тотальный роман» (М. Варгас Льоса), «всеохватывающий роман» (Г. Гарсиа Маркес), «все контексты Америки» (А. Карпентьер). «Магический реализм», история термина в Европе (немецкий экспрессионизм и французский сюрреализм), в России (П.Филонов, А.Платонов), в Америке. «Магический реализм» и «чудесная реальность». «Организованный» фантом чуда и «чудовищные чудеса». Мифо-роман, его двусоставная природа. Хронотоп латиноамериканского пограничья: стремление свести в одну картину архаику и современность. Комбинаторная поэтика игры.


Поливариантность космовидения. Теллурический роман как первый этап освоения южноамериканского пространства (пампа, льяносы и сельва: Гуиральдес, Кирога и Рибера: архетипическая картина мира и архетипические образы латиноамериканского человека в разных его вариациях, как он порожден различными ландшафтами).  Спиралевидное движение пространственно-временного континуума: «Затерянные следы» А.Карпентьера.  «Веер» пространств и неоднородность времени:  Х.Л.Борхес, перекресток и лабиринт, библиотека и сад; хаос мира и создание всеобъемлющих логических систем («Лотерея в Вавилоне»); число как метафора бесчеловечности («Вавилонская библиотека», «Бессмертный»); парадокс всесопричастности, «Фунес, чудо памяти»; «точечный» хронотоп,  «Алеф»; веер возможностей, «Сад раздваивающихся тропок».  Х.Кортасар: «хамелеонизм», «отрицательная вместимость», «охота на бытие»; мотив лабиринта и чудовища («Игра в классики», «Выигрыши»); параллельные миры и монстры обыденности («Письмо одной сеньорите в Париж», «Бестиарий», «Захваченный дом», «Аксолотль»); параллельные миры-системы («Дальняя», «62. Модель для сборки»); теория коагуляции («Слюни дьявола»). 

Метаморфизм. М.А.Астуриас, воссоздание архаической этноментальной структуры: «Легенды Гватемалы» (реминисценции из эпоса «Пополь-Вух», образы погребенных городов) и «Маисовые люди» (антропогония; разветвление «базового» мифа; роль сна; магия взгляда; нагуализм). «Вечная метаморфоза» А.Карпентьера: «Царство земное» и «Век Просвещения».

Континуум земного-подземного, жизни и смерти: «национальная танатология» Х.Рульфо («Педро Парамо») и ее «неодолимые архетипы» - ацтекский миф о подземных мирах и об Эпохе Пятого Солнца; беременная старуха Коатликуэ, ацтекская богиня смерти. 

Жертвоприношение как условие мироустройства: диктаторский роман. Генезис явления и его первичная литературная обработка, создание архетипа: Д.Ф.Сармьенто, «Факундо, или Цивилизация и варварство в аргентинской пампе». Ретроспекция: «Генерал в его лабиринте» Г.Гарсиа Маркеса (Освободитель и Диктатор, основатель Дома). «Сеньор Президент» М.А.Астуриаса: мифологизация реального прототипа, диктатор как повелитель стихий. «Превратности метода» А.Карпентьера: обобщенная страна с вариативным ландшафтом, диктатор и оппозиция; дух карнавальности. «Осень патриарха» Г.Гарсиа Маркеса: одиночество власти, монструозность ее носителя, архетипический образ диктатора, единосущностного со своим народом. «Праздник Козла» М.Варгаса Льосы: те же мифологемы в стилистике скрупулезной документальности; бесконечно растянутое время дня казни; жестокость и насилие как коммуникативная система. Общие структурообразующие черты: Диктатор монструозен, но ущербен, «наг»; агент ритуального насилия – но практически бессилен; слит с народом – и противопоставлен ему (идол и жертва). Дом, Дворец и его разрушение. Связь со стихиями (землетрясения, ураганы; способен продать море). Девственницы, приносимые в жертву. Образ Матери Диктатора – Мать-Богиня. 

«Сто лет одиночества» Г.Г.Маркеса как «энциклопедия» мифопоэтики и магизма. Обобщенная модель бытия, Макондо как «всемирная деревня», кристаллизация  массовых стереотипов до уровня чистых архетипов, миф о первотворении, номинация вещей. Конкиста, виоленсия, мифологема дома и лабиринта; утопия и мотив зеркал; фигура диктатора (полковник Аурелиано); путешествие Мелькиадеса из жизни в смерть и обратно; природа как онтологически соравный человеку субъект бытия; финальный апокалипсис; исполнение пророчества; зооморфизм. Мифотворчество как стратегия креативности. Поэтика «деревянного лица». Древовидная структура квазисобытийности. Мультипликация форм. Символы с оборванными связями. Фраза как орнамент – цепочка магико-мнемонических и ритуальных символов.

 

ЛИТЕРАТУРА

История латиноамериканской литературы/ под. ред. В. Б. Земскова.- Т.5, М., 2004.
Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман: 50-70-е годы. М., 1983.
Астуриас М.А. Легенды Гватемалы. М., 1972.
Астуриас М.А. Маисовые люди. Ураган. М., 1985.
Борхес Х.Л. Сочинения в 3-х тт. Рига, 1994.
Варгас Льоса М. Нечестивец, или Праздник Козла. М., 2004.
Гарсиа Маркес, Г. Генерал в своем лабиринте. М., 1998.
Гарсиа Маркес, Г. Море исчезающих времен, Спб, 2005.
Гарсиа Маркес, Г. Осень патриарха/Палая листва. М., 2001.
Гуиральдес Р. Дон Сегундо Сомбра. М., 1960.
Карпентьер А. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1974.
Кортасар Х. Полное собрание рассказов в 4-х тт. Спб, 2004.
Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1997.
Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Ривера Х.Э. Пучина. М., 1956.
Рульфо Х. Равнина в огне. Педро Парамо. М., 1970.
Сармьенто Д.Ф. Избранные сочинения. М.,1995.

 

Дополнительно

Варгас Льоса, М. Зелёный дом. М.,1971; М., 2003.
Зюкова Н. Алехо Карпентьер. Л., 1982.
Карпентьер А. Мы искали и нашли себя. Художественная публицистика. М., 1984.
Кирога О. Сказки сельвы. Анаконда.  М., 1982.
Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в ХХ веке. М., 1964
Писатели Латинской Америки о литературе. М., 1982.
Рассказы магов, Спб, 2002.
Iberica Americans. Механизмы культурообразования в Латинской Америке. М., 1994.
Iberica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М., 1997.

 

 

Автор программы – А. Ю. Миролюбова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930