Страноведение США

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными этапами истории США, важнейшими событиями и вехами в процессе формирования национального самосознания американцев, дать слушателям представление о его основных характеристиках и особенностях. В результате студенты должны выработать целостное представление об американской культуре, позволяющее осуществлять практическую деятельность, связанную с международными культурными контактами.

 

Курс предназначен для студентов-англистов, достаточно владеющих английским языком, чтобы анализировать сложные в языковом отношении тексты, и обладающих  представлением об истории и культуре США.

 

Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий, используемых  в американских исследованиях, свободно ориентироваться в  концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.

 

Содержание курса

1.7.1. Предмет и методология страноведения.

1.7.1.1. Страноведение, регионоведение (area studies), культурные исследования vs. история. Место страноведческих дисциплин в современной конфигурации гуманитарного знания. Соотношение страноведения и филологических наук.

1.7.1.2. Междисциплинарный характер страноведения. История, география, политология, философия, экономика, социология, литературоведение, искусствоведение и их роль в страноведческом дискурсе. Особенности культурных исследований как способа описания культурной идентичности. Понятия индивидуального, регионального, национального (гражданского) самосознания.

1.7.1.3.Культура США и самосознание американцев как специфический объект страноведческого исследования. Основные особенности и временные этапы формирования и трансформации американской идентичности. Пространственно-временные и идеологические параметры американской культуры.

1.7.2.Начальный этап формирование американской идентичности.

1.7.2.1.Европейские колонии в Новом Свете в XVI – XVIII веках. Представление о континенте как о крае неисчерпаемых возможностей. Формирование первых регионов. Роль регионализма в американской культуре.  Реальная история Новой Англии. Интерпретация реальности религиозным сознанием пуритан. Миф об «отцах-пилигримах» и его трансформация во времени.

1.7.2.2.Универсализм Просвещения и идея независимости. Роль Южных колоний в борьбе за независимость от Англии.  Формирование представления об Америке как о крае новых возможностей. Первые определения «американского характера». «Американская мечта».

1.7.2.3.Образование американской государственности. Декларация Независимости. Личности отцов-основателей американской нации. Текст Конституции США и первые поправки к ней. Значение Конституции для самосознания американцев. Основные термины и правовые основания американской демократии.

1.7.3. XIX век как новый этап самоидентификации американцев.

1.7.3.1. Усилия по созданию «национальной памяти» и выработка новой концепции истории. Пейзаж как средство осмысления пространства в творчестве писателей и художников. Проблема взаимоотношения человека и окружающего пространства.

1.7.3.2. Движение на Запад после обретения независимости. Оппозиция «дикость и цивилизация». Понятие «границы» и его трансформация во времени. Концепты «Великого американского путешествия» и «Нового Адама» и их роль в формировании самосознания американцев. Литература «местного колорита» как пример означенных процессов.

1.7.3.3. Трансцендентализм и доктрина «доверия к себе». Значение трансцендентализма для национальной философской, литературной и политической традиции. Критика цивилизации и институализации власти. Опыт американской критики общественного устройства и альтернативные способы существования, предложенные Г. Торо. Феминистская мысль и ранняя стадия движения за права женщин.

1.7.3.4. Социально-экономическая структура Соединенных Штатов к середине XIX века. Идеологическая поляризация Юга и Севера. Способы оправдания рабства в религиозно-философской мысли XVIII-XIX веков. Специфика Юга как культурного региона. «Южный миф». Феномен аболиционизма. «Подземная железная дорога». Ку-клукс-клан и проблема расовой чистоты. Суд Линча. «Книга, которая начала войну».

1.7.3.5. Гражданская война между Севером и Югом: события и мифы. Америка как театр военных действий. Понятие «правого дела» и его мотивировки. «Проигранное дело» южан. Позднейшие интерпретации Гражданской войны в американской культуре.

1.7.3.6. «Реконструкция» южных штатов и ее последствия для культуры и самосознания американского Юга. Северный взгляд на проблему. Статус афроамериканского населения после Гражданской войны. Афроамериканские мыслители конца XIX – начала ХХ вв. (Букер Т. Вашингтон, Уильям Дюбуа).

1.7.4. Америка на рубеже веков: динамические характеристики культурного самосознания

1.7.4.1. Социальная структура США. Концепт технического прогресса для американского менталитета конца XIX столетия. Позитивизм по-американски. Укрупнение в экономике. Корпорации-гиганты. Личности миллионеров и американская мечта. Промышленность, торговля, сельское хозяйство. Активность «левых» в политической жизни начала века. Рынок труда в начале ХХ века. Фордизм. Понятие «бизнеса». Феномен профсоюзного движения.

1.7.4.2. Американская философия рубежа веков. Прагматизм У. Джеймса. Интеллектуальная Америка и система университетского образования в XIX – начале ХХ в.
1.7.4.3. Роль средств массовой информации и искусства в формировании идеи «Америки».  Газетные империи первой половины ХХ века. Концепт «плавильного котла». Миф о «Диком Западе» в массовой литературе и кино.

1.7.4.4. Понятие «джазового века». Музыкальная культура афроамериканцев. Блюз, госпел. Американская симфоническая музыка в попытке синтезировать опыт классической музыки и блюза. Индустрия развлечений. Феномен Голливуда в культуре ХХ века.

1.7.4.5. Первая мировая война и великая депрессия 1930-годов в американской культурной памяти. Идеология «нового курса» Ф. Д. Рузвельта как пример модификации нормативно-ценностной системы.

1.7.5.США после Второй мировой войны: новый этап самоидентификации и самопозиционирования.

1.7.5.1. Участие США во второй мировой войне.  Самоощущение американских солдат-фронтовиков. Война как катализатор внутрисоциальных конфликтов. Послевоенные принципы государственной идеологии США. Холодная война. Начало космической эры. Изменения принципов мироустройства. Деление на «своих» и «чужих». Закручивание гаек в идеологии старшего поколения 40-60-х годов. Войны в Корее и во Вьетнаме.

1.7.5.2. Феномен нонконформизма, конфликт отцов и детей. Поколение битников. Молодежная субкультура 1960-70-х гг. Популярная музыка, радио, телевидение. Мультипликация У. Диснея. Фестивали в Вудстоке. Движение хиппи. «Запрещено запрещать» и феномен 1968 года. Make love, not war. Изменения в системе американского образования на протяжении ХХ века. Роль и статус студенчества в культуре США ХХ века.

1.7.5. 3. Расцвет и успехи форм общественного (прежде всего, мирного) протеста (пацифизм, феминизм, движение против расовой дискриминации, сексуальная революция, «зеленые», национальные меньшинства). Деятельность М. Л. Кинга. Истоки движений за освобождение в системе американских ценностей и идей предшествующих столетий.

1.7.5.4. Взлет популярности левой идеологии в кругу американских интеллектуалов. Импорт философских идей и построение постмодернистских, постструктуралистских моделей как следствие высвобождения индивидуального сознания из-под гнета авторитетов. Идеи французских теоретиков (М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, Ж. Лакан) и их развитие на культурной территории Соединенных Штатов. Постколониальная теория. Новый историзм.

1.7.5.5. Внешнеполитическое значение США во второй половине ХХ века по сравнению с предшествующей историей. Соотношение между новым пониманием американской «уникальности» и культурной экспансией. Стремительность процесса глобализации под эгидой США в 1980-90-е годы. Пересмотр ряда ценностей либерализации предшествующих десятилетий. От доктрины «плавильного котла» к «мультикультурализму».

1.7.5.6. Политкорректность как центральная идеологема американской культуры конца ХХ века. Ироничная переакцентовка наследия революционных 60-70-х годов в культуре и искусстве 1990-х. Новые вызовы на пороге нового тысячелетия.  Войны в Персидском заливе. Феномен 11 сентября. Военные кампании США рубежа XX-XXI вв. Современное состояние американской культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

The Constitution of the United States http://www.usconstitution.net/const.html, http://www.law.cornell.edu/anncon/
Б. Франклин. Автобиография
Дж.Фенимор Купер «Пионеры», «Прерия»
В.Ирвинг «Астория»
John O’Sullivan “The Great Nation of Futurity”
F.J.Turner “The Significance of the Frontier in American History”
У.Уитмен «Песнь о себе»
Р.У.Эмерсон «Доверие к себе»
Г. Торо «О гражданском неповиновении»
М. Fuller. Woman in the Nineteenth Century.
М. Твен «Жизнь на Миссисипи»
Г. Бичер-Стоу Хижина дяди Тома.
Ф. Дуглас. A Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave
М. Митчелл «Унесенные ветром»
А. Бирс. Рассказы
B. T. Washington. Up From Slavery
W. E. B. Dubois. The Souls of Black Folk
Дж. Лондон. «Железная пята»
У. Джеймс. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking
Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби»
З. Н. Херстон.
У. Фолкнер. «Когда наступает полночь». «Непобежденные». Речь при вручении Нобелевской премии
Н. Мейлер. «Нагие и мертвые».
Дж. Джонс «Отныне и вовек»
Н. Мейлер «Белый негр»
Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
Дж. Керуак. «В дороге»
Том Вулф. Электропрохладительный кислотный тест.
M. L. King. “I Have a Dream”
Э. Саид. Ориентализм
Т. Моррисон. Эссе

Дополнительно

ФИЛЬМЫ

Д. Гриффит. Рождение нации.
М. Форман. Рэгтайм
О. Уэллс. Гражданин Кейн.
Дж. Коэн. Бартон Финк.
Ф.Ф. Коппола. Апокалипсис сегодня
Дж. Коэн. Большой Лебовски
М. Антониони. Забриски пойнт
М. Форман. Полет над гнездом кукушки.
С. Кубрик. Лолита.
Вудсток (документальные хроники)
A. L. Webber. Jesus Christ Superstar
О. Стоун. The Doors.

 


МУЗЫКА

Бэсси Смит. St. Louis Blues
Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Порги и Бэсс
Jimi Hendrix Experience. Electric Ladyland
The Doors. L. A. Woman
Jim Morrison. An American Prayer
Janis Joplin
Л. Армстронг
Оркестр Гленна Миллера
Биттлз
Элвис Пресли
Джон Колтрейн
Майлз Дэвис
Фрэнк Заппа

 

Авторы программы – Е. М. Апенко, А. А. Аствацатуров, И. А. Делазари

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930