МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ЛИТЕРАТУРА США И КАНАДЫ

Спецсеминар

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с историей развития американских исследований, их методологическими принципами и положениями, дать слушателям представление об их основных направлениях, представленных в  зарубежном литературоведении. В результате студенты должны приобрести твердое знание структуры, методов и достижений одной из наиболее популярных в мировой филологии дисциплин, что подготовит их к выбору методологии в собственной литературоведческой деятельности.

 

Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий, используемых  в американских исследованиях, свободно ориентироваться в  концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.

 

Структура и содержание учебных занятий

  1. 1. История взаимоотношений расовых и этнических потоков в США

Иммиграция и проблемы интеграции. История борьбы  расовых и этнических меньшинств за равноправие и гражданские права.

Идеология интеграционных процессов: англо-саксонский гегемонизм ; концепция «плавильного котла»; «теория многообразия». 

Основные особенности современной трактовки американской
идеологией этнических проблем – лозунг культурного плюрализма.

2. Современные теории этничности и ключевые понятия 
мультикультурализма.

Проблема адекватности межэтнической культурной  коммуникации и  феномен американского   национального сознания. Современные теории этничности.

Теория постколониализма: «евроцентризм», «атлантизм» и  «язык власти». Социализация, ассимиляция и аккультурация.

Современная трактовка понятий: «социальная реальность», «культура», «самоидентификация». Понятие «другого».

3.Мультикультурный подход к литературе.

Признание легитимности тем и дискурсивных практик,  порожденных традициями различных культурных групп; взаимодействие традиционного и современного.

Выявление диалогичности культурных практик, реализуемых  в  художественных произведениях. Язык и «голос». «Культурное пограничье».  

Пересмотр литературного «канона» и «маргинальности». «Новое прочтение» произведений, входивших в старый канон.

Этнический компонент произведений белых американских  писателей не англо-саксонского происхождения. (Т.Драйзер, С.Беллоу, М.Пьюзо и т.д.)

4.Афро-американская литература.

 

«Негритянская тема» в  литературе США XIX в. в творчестве белых  американцев; современная оценка этих произведений.

Устная культура афроамериканцев; “slave narratives”.

Крупнейшие представители афроамериканской культуры XIX – первой половины ХХ веков: Фредерик Дуглас, У.Дюбуа, Р.Райт.

«Гарлемское возрождение».

60-е годы прошлого века  - начало нового этапа развития афро-американской литературы. Сторонники «черной эстетики» и «интеграционисты».

5.Творчество Тони Моррисон (р.1932)– одно из ярчайших  явлений  современной литературы США.

Жизненный и творческий путь. Первые произведения.
Роман «Песнь Соломона»(1978):  поиск идентичности.
Роман «Песнь Соломона»: литературный текст как  диалог культурных контекстов.                                                                                                                 Романы «Возлюбленная»(1987), «Джаз»(1992) и «Рай»(1998). История и прошлое; время и вечность; проблематизация  человеческого «я».

6.Литература коренных американцев.

Проблема самоидентификации североамериканских индейцев  в жизни и в литературе. «Жизнеописания».

Постколониальная теория и формирование эстетических взглядов писателей-индейцев.

 

Оппозиция «свой/чужой» в романах «Дом, из рассвета сотворенный» (1968) Скотта Момадея и «Церемония» (1977) Л.М.Силко как основная для индейского самосознания.

Проблема самоидентификации в романе С.Момадея «Дом, из рассвета сотворенный».

7.Литература «чикано».

Проблема латино-идентичности и эволюция понятий «чиканос» и “mestizaje”.

Роман Родольфо Анайя «Благослови меня, Ультима» (1972» и особенности проблемы самоидентификации в пограничных культурах; амбивалентность гибридного сознания и попытки формирования новых эстетических элементов.

Цикл романов Р.Анайя о Сони Бако – образец «этнического» детектива; «мистическое» как способ  проблематизации идеи гибридности.

8.Творчество азиатско-америанских писателей.

Проблема автобиографизма в современной литературе; ринципы построения «пограничной» модели автобиографии.

Роман Мэксин Хонг Кингстон «Воительница. Воспоминания о детстве среди призраков» (1976) и  проблема соотношения «факта» и  «вымысла» в современной автобиографии; границы и грани личностной  репрезентации.

 

Роман Амии Тан «Сто тайных чувств» (1995): «свой» и «чужой» культурные контексты;  идентичность и индивидуальность текстуального «я».

Гендерный аспект «этнической» автобиографии с позиций теории «женского пограничья».

 

ЛИТЕРАТУРА

Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США
конца ХХ века. М., 2000.

Пьюзо М. Крестный отец.
Райт Р. Сын Америки
Douglass F. A Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave
Du Bois W. The Souls of   Black Folk
Morrison T. Song of Solomon
Morrison T. Beloved/ Jazz/Paradise
Momaday S. House Made of Dawn / Silko L.M. Ceremony
Anaya R. Bless Me, Ultima
Anaya R. Zia Summer / Rio Grande Fall / Shaman Winter
Kingston M.H. The Woman Warrior: Memoirs of a Girlhood among      Ghosts   /  Tan A. The Hundred Secret Senses
The Heath Anthology of American Literature. In 2 vls. Lexington (Mass.)
& Toronto, 1990

 

Дополнительно

Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение  в
художественном сознании. Воронеж, 2004.

Культура «Пост» как диалог культур и цивилизаций / ред. М.К.Попова
и В.В.Струков. Воронеж, 2005.
Bhabha H.K. The Location of Culture. L.&N.Y.,1994.
Gates, Jr. H.L. The Signifying Monkey: A Theory of African-American
Literary Criticism. N.Y. 1988

 

Автор программы – Е. М. Апенко

« Март 2024 »
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031