МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И ЛИТЕРАТУРА США И КАНАДЫ
Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с историей развития американских исследований, их методологическими принципами и положениями, дать слушателям представление об их основных направлениях, представленных в зарубежном литературоведении. В результате студенты должны приобрести твердое знание структуры, методов и достижений одной из наиболее популярных в мировой филологии дисциплин, что подготовит их к выбору методологии в собственной литературоведческой деятельности.
Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных понятий, используемых в американских исследованиях, свободно ориентироваться в концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.
Структура и содержание учебных занятий |
|
|
|
Иммиграция и проблемы интеграции. История борьбы расовых и этнических меньшинств за равноправие и гражданские права. Идеология интеграционных процессов: англо-саксонский гегемонизм ; концепция «плавильного котла»; «теория многообразия». Основные особенности современной трактовки американской |
|
2. Современные теории этничности и ключевые понятия |
|
Проблема адекватности межэтнической культурной коммуникации и феномен американского национального сознания. Современные теории этничности. Теория постколониализма: «евроцентризм», «атлантизм» и «язык власти». Социализация, ассимиляция и аккультурация. Современная трактовка понятий: «социальная реальность», «культура», «самоидентификация». Понятие «другого». |
|
3.Мультикультурный подход к литературе. |
|
Признание легитимности тем и дискурсивных практик, порожденных традициями различных культурных групп; взаимодействие традиционного и современного. Выявление диалогичности культурных практик, реализуемых в художественных произведениях. Язык и «голос». «Культурное пограничье». Пересмотр литературного «канона» и «маргинальности». «Новое прочтение» произведений, входивших в старый канон. Этнический компонент произведений белых американских писателей не англо-саксонского происхождения. (Т.Драйзер, С.Беллоу, М.Пьюзо и т.д.) |
|
4.Афро-американская литература. |
|
«Негритянская тема» в литературе США XIX в. в творчестве белых американцев; современная оценка этих произведений. Устная культура афроамериканцев; “slave narratives”. Крупнейшие представители афроамериканской культуры XIX – первой половины ХХ веков: Фредерик Дуглас, У.Дюбуа, Р.Райт. «Гарлемское возрождение». 60-е годы прошлого века - начало нового этапа развития афро-американской литературы. Сторонники «черной эстетики» и «интеграционисты». |
|
5.Творчество Тони Моррисон (р.1932)– одно из ярчайших явлений современной литературы США. |
|
Жизненный и творческий путь. Первые произведения. |
|
6.Литература коренных американцев. |
|
Проблема самоидентификации североамериканских индейцев в жизни и в литературе. «Жизнеописания». Постколониальная теория и формирование эстетических взглядов писателей-индейцев. |
|
Оппозиция «свой/чужой» в романах «Дом, из рассвета сотворенный» (1968) Скотта Момадея и «Церемония» (1977) Л.М.Силко как основная для индейского самосознания. Проблема самоидентификации в романе С.Момадея «Дом, из рассвета сотворенный». |
|
7.Литература «чикано». |
|
Проблема латино-идентичности и эволюция понятий «чиканос» и “mestizaje”. Роман Родольфо Анайя «Благослови меня, Ультима» (1972» и особенности проблемы самоидентификации в пограничных культурах; амбивалентность гибридного сознания и попытки формирования новых эстетических элементов. Цикл романов Р.Анайя о Сони Бако – образец «этнического» детектива; «мистическое» как способ проблематизации идеи гибридности. |
|
8.Творчество азиатско-америанских писателей. |
|
Проблема автобиографизма в современной литературе; ринципы построения «пограничной» модели автобиографии. Роман Мэксин Хонг Кингстон «Воительница. Воспоминания о детстве среди призраков» (1976) и проблема соотношения «факта» и «вымысла» в современной автобиографии; границы и грани личностной репрезентации. |
|
Роман Амии Тан «Сто тайных чувств» (1995): «свой» и «чужой» культурные контексты; идентичность и индивидуальность текстуального «я». Гендерный аспект «этнической» автобиографии с позиций теории «женского пограничья». |
ЛИТЕРАТУРА
Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США
конца ХХ века. М., 2000.
Пьюзо М. Крестный отец.
Райт Р. Сын Америки
Douglass F. A Narrative of the Life of Frederick Douglass, an American Slave
Du Bois W. The Souls of Black Folk
Morrison T. Song of Solomon
Morrison T. Beloved/ Jazz/Paradise
Momaday S. House Made of Dawn / Silko L.M. Ceremony
Anaya R. Bless Me, Ultima
Anaya R. Zia Summer / Rio Grande Fall / Shaman Winter
Kingston M.H. The Woman Warrior: Memoirs of a Girlhood among Ghosts / Tan A. The Hundred Secret Senses
The Heath Anthology of American Literature. In 2 vls. Lexington (Mass.)
& Toronto, 1990
Дополнительно
Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в
художественном сознании. Воронеж, 2004.
Культура «Пост» как диалог культур и цивилизаций / ред. М.К.Попова
и В.В.Струков. Воронеж, 2005.
Bhabha H.K. The Location of Culture. L.&N.Y.,1994.
Gates, Jr. H.L. The Signifying Monkey: A Theory of African-American
Literary Criticism. N.Y. 1988
Автор программы – Е. М. Апенко