ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с историей развития и основными исторически сложившимися школами, их методологическими принципами и положениями, дать слушателям представление об основных принципах и системах зарубежного литературоведения. В результате студенты должны приобрести твердое знание структуры, методов и достижений одной из основных филологических специальностей, что подготовит их к выбору методологии в собственной литературоведческой деятельности.

 

Обучающиеся должны получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий, используемых  в литературоведческих исследованиях, свободно ориентироваться в  концепциях и использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.

Содержание занятий:

 

Литературоведение как комплексная наука. Соотношение ее различных составляющих. Понятие методологии литературоведения и его связь с философией и эстетикой. Понятие методики литературоведческого исследования

Первые опыты осмысления словесного искусства. Рождение теории литературы в античную эпоху, идеи Аристотеля и Платона. Развитие литературной теории в эпоху Возрождения, теоретические идеи классицизма и Просвещения. Философско- эстетические теории Канта, Шеллинга, Гегеля как источник фундаментальных изменений отношения к произведению искусства и принципам его исследования.

Иоганн Готфрид Гердер и его сравнительно-исторический подход к анализу литературных и фольклорных сочинений. Романтизм и рождение истории литературы. Методология исторического подхода в сочинениях Ф. Шлегеля, А. В. Шлегеля, мадам де Сталь, С. Т. Колриджа и других участников романтического движения.

Биографический метод Шарля Огюстена Сент-Бёва. Основные этапы его жизни и творческой деятельности. Принципы методологии Сент-Бёва, их связь и отличие от романтических теорий. Методика осу¬ществления исследования литературного произведения.

Культурно-историческая школа. Философия позитивизма как идейный источник методологии школы. Роль естественнонаучных от¬крытий и теорий в формировании методологических и методических принципов исследования. И.Тэн и его литературоведческие работы. Основные принципы концепции Тэна. Деятельность его последовате¬лей. Ф. Брюнетьер, Г. Лансон, Г Брандес. Культурно-исторический ме¬тод в XX в. Своеобразие марксистского варианта истории литературы.

Философия интуитивизма и литературоведение. Фундаменталь¬ные изменения идейно-философской атмосферы на рубеже XIX и XX вв. Основные положения философской системы А. Бергсона, Их непосредственное (Б. Кроче) и опосредованное воздействие на науку о литературе.

 

Фрейдизм и литературоведение. История формирования уче¬ния 3. Фрейда о психоанализе. Применение австрийским ученым сво¬их идей к исследованию творческого процесса. Психоанализ как мето¬дология и методика анализа художественного произведения. Неофрей¬дизм. Психоанализ и современное феминистское литературоведение.

Мифокритика. Эволюция представлений о мифе. Кембриджская антропологическая школа и учение К. Юнга как основные источни¬ки мифологического направления в литературоведении. Кембриджская школа мифокритики. Мифокритика США: Р. Чейз, Н. Фрай.

Англо-американская «новая критика». Методологическое обос¬нование идей «новой критики» в работах Т. С. Элиота, Дж. Спингарна, А. Ричардса. Методика «пристального чтения». Американская «новая критика», ее методология и практика. «Новая критика» во Франции.

 


ЛИТЕРАТУРА

Аристотель и античная литература. М., 1978.
Бергсон А. Собр. соч. Т.З. СПб., 1913.
Брандес Т. Собр. соч.: В 20т. СПб., 1901-1908. Т. 1,6, 8.
Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: Трактаты,
статьи, эссе. М., 1977.
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976. Т.1, 2.
Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920.
Лансон Г. Метод в истории литературы. М., 1991.
Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критическиеочерки. М., 1970.
Тэн И. 1) Развитие политической и гражданской свободы в Англии в
связи с развитием литературы. СПб., 1871; 2) Философия искусства. М., 1933.
Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.
Фрай Н. Критическим путем. Великий код: библия и литература //
Вопросы литературы. М., 1991. № 9/10. С. 159-187.
Фрейд 3. 1) Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Сост. и общ. ред.
А. А. Яковлева. М., 1990;   2) Введение в психоанализ. М., 1989.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990.
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1984.
Юнг К. Г. Феномен в искусстве и науке / Юнг К. Г Собр. соч.: В 19 т.
Т. 15, М.,1992.

Дополнительно

Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. М,. 2004.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Козлов А. С. Мифологическое направление в литературоведении США.
М., 1984.
Нефедов Н. Т. История зарубежной критики и литературоведения.  М.,1988.
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной
Франции. М„1985.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Теории, школы, концепции. М., 1975; М., 1977; М., 1985.
Урнов Д. М. Литературное произведение в оценке англо-
американской «новой критики». М.,1982.

 

 

Автор программы – Е. М. Апенко

 

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930