История зарубежной литературы средних веков
Целью курса является ввод студентов в проблематику литературоведческой медиевистики и возможно более полное, в рамках семестра, знакомство с историко-культурным и литературным процессом в Западной Европе V - XIV веков на основе знания нормативных классических литературных текстов. Слушатели должны получить твёрдое представление о средневековом периоде западно-европейской литературы, познакомиться с основным понятийным рядом и терминологией литературоведческой медиевистики, освоить репрезентативный ряд литературных памятников в русском переводе. Курс, являясь по существу курсом истории ряда духовных явлений, требует некоторого необходимого уровня предварительной подготовки по общей истории Европы, в то же время расширяя и углубляя представления студента об историческом процессе, взятом как целостность материальных и духовных процессов.
Учащийся должен получить твёрдое знание об историко-литературном процессе в средневековой Европе, языковой картине его в диахронии, представление о кельтской и германской мифологии, античных корнях и христианской специфике литературно-эстетических средневековых феноменов; представление о влиянии античной и средневековой литератур на русскую и западноевропейские литературы; уверенные знания произведений, входящих в курс, знание классических текстов в их художественной специфике и общего историко-литературного процесса в Европе V - XIV вв. в общеисторическом, языковом и эстетически-культурологическом аспектах; умение анализировать старинный переводной текст с помощью комментария и лекционно-семинарской помощи; умение прибегнуть в необходимом случае к оригиналу на изучаемом студентом языке; умение корректно применять в изучении литературы последующих периодов освоенный в курсе понятийно-терминологический ряд; навык обращения с библиотечными и цифровыми информационными ресурсами в изученной области.
Проведение коллоквиумов и круглых столов по тематике лекций предполагает самостоятельную работу студентов, где слушатель ставится перед проблемой литературоведческого характера, а знание открывается им самостоятельно, преподаватель же наводящими вопросами способствует привлечению дополнительных фактов истории и теории литературы, что ведет к всестороннему пониманию существа предмета истории мировой литературы. При этом интерактивные формы могут иметь эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе работы компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации.
Структура и содержание учебных занятий |
Общеисторическое введение. Хронология и периодизация. Терминология. |
Западная Европа после падения Римской империи. Факторы формирования средневековья как культурной эпохи. Генезис феодализма и его социо-психологические черты. Феодальная иерархия. Сеньориально-вассальные связи. Цивилизационно-культурная разница феодального и античного укладов жизни. Динамика исторического процесса, периодизация, термины. |
|
Раннехристианская латинская литература. |
Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. |
Структурообразующая роль христианского сознания для средневековых менталитета и литературы. Платоническое двоемирие и символико-аллегорическая поэтика средневековой литературы. |
|
Роль кельтов в формировании общеевропейского культурного единства. |
Народный эпос раннего средневековья, его генезис и развитие. Эпос, миф, история как ключевые понятия в характеристике явления. Кельтские скелы и их классификация, язык, запись и переводы. Уладский цикл («Ирландские саги»). Кухулин как образец эпического героя. Характер мифопоэтической литературной эстетики кельтов. Продуктивность кельтского наследия для Европы. Работа А.А.Смирнова, С.В. Шкунаева и др. по освоению древней кельтской поэзии в России. |
Древнегерманское культурное наследие.Древнегерманское культурное наследие в средневековой Европе. Вопрос об англосаксонском архаическом эпосе. Архаический эпос: скандинавские саги. |
Западноевропейский героический эпос. |
Куртуазная рыцарская литература.Куртуазная идеология и куртуазная рыцарская литература: общая характеристика. Поэзия провансальских трубадуров. Рыцарский роман Высокого средневековья: языки, сюжеты, циклы, жанровые константы. |
Городская литература.Специфика, жанры и основные тексты городской литературы. «Роман о Лисе» и «животный эпос». «Роман о Розе». Фаблио, шванки, фацетии и их роль в жанровых процессах. Поэзия Франсуа Вийона и её место в позднесредневековой литературе. |
«Божественная комедия» как высший синтез средневековой литературы. |
«Декамерон». Проблема жанрообразования в Ренессансе. Новелла и роман. |
«Кентерберийские рассказы» Чосера. Текущий контроль осуществляется на коллоквиумах в ходе работы над художественными текстами, опросов, ответов, рефератов по теме и обсуждения их. Трижды проводится фронтальное тестирование, обеспечивающее выявление приблизительного уровня начитанности студента в обсуждаемых на лекциях литературных памятниках, знания культурной истории Европы, корректности употребления терминологии. Промежуточная аттестация осуществляется с помощью экзаменационных билетов. Основой для определения оценки на экзамене служит объем и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
Пуришев Б.И. «Хрестоматия по история зарубежной литературы средних веков и Возрождения» в любом издании
Дополнительно:
10. Песнь о Роланде (Беовульф) (ЛП) 11. Песнь о Сиде (ЛП) 12. Песнь о Нибелунгах (ЛП) 13. Бернарт де Вентадорн. Песни (ЛП) 14. Поэзия трубадуров. Антология галисийской литературы. СПб.,1995 15. Роман о Тристане и Изольде (ЛП) 16. Кретьен де Труа. Эрек и Энида (ЛП) 17. Фламенка (ЛП) 18. Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь 19. Фаблио и старофранцузская городская повесть 20. Немецкие шванки…М.,1990 21. Поджо Браччолини. Фацетии (ЛП) 22. Хуан Мануэль. Граф Луканор. М.,1960 23. Боккаччо Дж. Декамерон 24. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы
Автор программы – О. А. Светлакова |