История зарубежной литературы средних веков

Целью курса является ввод студентов в проблематику литературоведческой медиевистики и возможно более полное, в рамках семестра, знакомство с историко-культурным и литературным процессом в Западной Европе V - XIV веков на основе знания нормативных классических литературных текстов. Слушатели должны получить твёрдое представление о средневековом периоде западно-европейской литературы, познакомиться с основным понятийным рядом и терминологией литературоведческой медиевистики, освоить репрезентативный ряд литературных памятников в русском переводе. Курс, являясь по существу курсом истории ряда духовных явлений, требует некоторого необходимого уровня предварительной подготовки по общей истории Европы, в то же время расширяя и углубляя представления студента об историческом процессе, взятом как целостность материальных и духовных процессов.

Учащийся должен получить твёрдое знание об историко-литературном процессе в средневековой Европе, языковой картине его в диахронии, представление о кельтской и германской мифологии, античных корнях и христианской специфике литературно-эстетических средневековых феноменов; представление о влиянии античной и средневековой  литератур на русскую и западноевропейские литературы; уверенные знания произведений, входящих в курс, знание классических текстов в их художественной специфике и общего историко-литературного процесса в Европе V - XIV вв. в общеисторическом, языковом и эстетически-культурологическом аспектах; умение анализировать старинный переводной текст с помощью комментария и лекционно-семинарской помощи; умение прибегнуть в необходимом случае к оригиналу на изучаемом студентом языке; умение корректно применять в изучении литературы последующих периодов освоенный в курсе понятийно-терминологический ряд; навык обращения с библиотечными и цифровыми информационными ресурсами в изученной области.

 

Проведение коллоквиумов и круглых столов по тематике лекций предполагает самостоятельную работу студентов, где слушатель ставится перед проблемой литературоведческого характера, а знание открывается им самостоятельно, преподаватель же наводящими вопросами способствует привлечению дополнительных фактов истории и теории литературы, что ведет к всестороннему пониманию существа предмета истории мировой литературы. При этом интерактивные формы могут иметь эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе работы компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации.

Структура и содержание учебных занятий

Общеисторическое введение. Хронология и периодизация. Терминология.

Западная Европа после падения Римской империи.  Факторы формирования средневековья как культурной эпохи. Генезис феодализма и его социо-психологические черты. Феодальная иерархия. Сеньориально-вассальные связи. Цивилизационно-культурная разница феодального и античного укладов жизни. Динамика исторического процесса, периодизация, термины.


Специфика средневековья как историко-литературного периода, факторы её  формирования. Христианский менталитет, средневековое двоемирие и символико-аллегорические основы средневековых литератур; мифология кельтов и германцев; античное наследие средневековья и литературно-языковые процессы в  Западной Европе.

Раннехристианская латинская литература.

Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа.

Структурообразующая роль христианского сознания для средневековых менталитета и литературы. Платоническое двоемирие и символико-аллегорическая поэтика средневековой литературы.


Раннехристианская латинская литература. Роль монастырей. Понятия аскетизма, схоластики клерикальной литературы. Языковая картина эпохи. Устное и письменное. Жанры. Доктрины отцов церкви. Патристика и основные её фигуры: Августин Аврелий, Иероним, Амбросий Медиоланский, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный. Августин и его «Исповедь». Понятие «восточных» и «поздних» отцов церкви. Агиография как область создания нового концепта идеального человека, проблема соотношения святости и героизма. Специфика средневековой историографии. Каролингское возрождение и Алкуин. Англосаксонская литература при дворе Альфреда Великого. Роль пародии в латинской литературе, ее ранние образцы. Поэзия вагантов.

Роль кельтов в формировании общеевропейского культурного единства.
Кельтский эпос.

Народный эпос  раннего средневековья, его генезис и развитие. Эпос, миф, история как ключевые понятия  в характеристике явления. Кельтские скелы и их классификация, язык, запись и переводы. Уладский цикл («Ирландские саги»). Кухулин как образец эпического героя. Характер мифопоэтической литературной эстетики кельтов. Продуктивность кельтского наследия для Европы. Работа А.А.Смирнова, С.В. Шкунаева  и др. по освоению древней кельтской поэзии в России.

Древнегерманское культурное наследие.Древнегерманское культурное наследие в средневековой Европе. Вопрос об англосаксонском архаическом эпосе. Архаический эпос: скандинавские саги.

Западноевропейский героический эпос.
Западноевропейский героический эпос как теоретическая и историко-литературная проблема.  «Песнь о Роланде» и французский героический эпос. «Песнь о Сиде» и кастильский героический эпос. Черты героического эпоса в «Песни о Нибелунгах».

Куртуазная рыцарская литература.Куртуазная идеология и куртуазная рыцарская литература: общая характеристика. Поэзия провансальских трубадуров. Рыцарский роман Высокого средневековья: языки, сюжеты, циклы, жанровые константы.
Романы Кретьена де Труа.

Городская литература.Специфика, жанры и основные тексты городской литературы. «Роман о Лисе» и «животный эпос». «Роман о Розе». Фаблио, шванки, фацетии и их роль в жанровых процессах. Поэзия Франсуа Вийона и её место в позднесредневековой литературе.

«Божественная комедия» как высший синтез средневековой литературы.

«Декамерон». Проблема жанрообразования в Ренессансе. Новелла и роман.

«Кентерберийские рассказы» Чосера.

Текущий контроль осуществляется на коллоквиумах в ходе работы над художественными текстами, опросов, ответов, рефератов по теме и обсуждения их. Трижды проводится фронтальное тестирование, обеспечивающее выявление приблизительного уровня  начитанности студента в обсуждаемых на лекциях литературных памятниках, знания культурной истории Европы, корректности употребления терминологии. Промежуточная аттестация осуществляется с помощью экзаменационных билетов. Основой для определения оценки на экзамене служит объем и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины.

 

ЛИТЕРАТУРА


учебник «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения» М.П.Алексеева, А.А.Смирнова, В.М.Жирмунского, С.С. Мокульского в любом издании, включая цифровые;

Пуришев Б.И. «Хрестоматия по история зарубежной литературы средних веков и Возрождения» в любом издании

 

Дополнительно:


Ауэрбах Э. Мимесис М.,1976. Гл. 3 – 8.
Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы л\изд
Бахтин М.М. Эпос и роман// Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики л\изд; Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культуры средневековья…л\изд. С. 1 – 20 («К постановке вопроса»).
Боура С. М.Героическая поэзия М., 2002. – Гл. 5: «Механизмы повествования». -      С. 236 -284, гл.6: «Техника сложения. Язык». С.285 – 339.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика л\изд
Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М.: Наука, 1979. – С. 25 – 55.
Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М.,1972. С.62 – 130; 152 -160.
Добровольский А.Л. Данте. М.: Мысль, 1990

  1. Анализируемые тексты
  2. Ирландские саги (Изгнание сыновей Уснеха. Повесть о кабане Мак-Дато. Сватовство к Эмер. Смерть Кухулина)
  3. Старшая Эдда (Прорицание вёльвы. Речи Высокого. Пророчество Грипира. Гренландская песнь об Атли)
  4. Августин Аврелий. Исповедь
  5. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке//Дуров В.С. Латинская…СПб,2004
  6. Алкуин. Стихи // по хрестоматии
  7. Видение Тнудгала// по хрестоматии
  8. Яков Ворагинский. Золотая легенда// по хрестоматии
  9. Всепьянейшая литургия// по хрестоматии

10.  Песнь о Роланде (Беовульф) (ЛП)

11.  Песнь о Сиде (ЛП)

12.  Песнь о Нибелунгах (ЛП)

13.  Бернарт де Вентадорн. Песни (ЛП)

14.  Поэзия трубадуров. Антология галисийской литературы. СПб.,1995

15.  Роман о Тристане и Изольде (ЛП)

16.  Кретьен де Труа. Эрек и Энида (ЛП)

17.  Фламенка (ЛП)

18.  Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь

19.  Фаблио и старофранцузская городская повесть

20.  Немецкие шванки…М.,1990

21.  Поджо Браччолини. Фацетии (ЛП)

22.  Хуан Мануэль. Граф Луканор. М.,1960

23.  Боккаччо Дж. Декамерон

24.  Чосер Дж. Кентерберийские рассказы

 

 

Автор программы – О. А. Светлакова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930