Сравнительное изучение литературной топики

 

Цель специального курса состоит в том, чтобы, восполнив пробелы, исторически
возникшие в системе преподавания на западном цикле, дать студентам твердое знание о
структуре, методах и достижениях одной из существенных дополнительных дисциплин,
связанных со сравнительным изучением литературного процесса. Предполагается
ознакомить студентов с основными историческими сложившимися подходами,
понятиями и терминами в изучении литературной топики в том объеме, который
необходим для полноценного анализа литературного текста в контексте литературной и
мифологической традиции.
Курс носит экспериментальный характер, обращая внимание студентов на систему
базовых элементов западной письменной культуры и систематизируя возможные
уровни анализа и основные комплексы литературных топосов как на уровне риторики и
стилистики, так и в плане сюжетной и образной топики. С учетом знаний, получаемых
студентами в филологическом просеминаре и на лекциях общего курса «История
западной литературы», а также согласованно с содержанием теоретико-литературных
курсов кафедры русской литературы, он рассчитан на студента, изучающего, наряду с
родной русской, западные культуры и литературы в рамках компаративистики.
В результате занятий у студентов должны сформироваться: представление об истории и
содержании основных подходов и понятий, используемых при изучении литературной
топики; умение учитывать весь комплекс этих подходов и понятий при анализе отдельных
литературных явлений и фактов на материале различных национальных литератур;
владение основной системой понятий и терминов, необходимых для анализа культурно-
исторических явлений; знание основных методов анализа литературных явлений и
способность применять эти методы на практике.
Структура и содержание учебных занятий
Структура курса:
1. Литературная топика как предмет сравнительного литературоведения:
2. Исторический очерк литературной топики
3. Сюжетная, образная и мотивная топика в историческом изучении
4. Теоретико-историческая модель литературной топики
Содержание курса:
1. Литературная топика – проблема объема предмета и терминологического описания
в сравнительном литературоведении. Литературная топика как строительный материал
культуры. Литературная топика как традиция и новация в культуре современности.
Традиционалистская топика как система культурной памяти человечества. Проблема
литературной топики в «высокой» и «массовой» литературе. Топика и риторика. Топика
литературных сюжетов, образов и мотивов. Аристотель о понятиях «топос» и «топика».
Топика как раздел риторики. «Об ораторском искусстве» Цицерона и проблема «общих
мест» в системе построения текста.
2. Аргументативная и интерпретативная функция топики. «Риторизация литературы»
и «литературизация риторики» в античную эпоху. Топика христианской культуры
в ее отношении к античности. Вико и проблема взаимоотношения топики и
картезианской «новой критики». Роль топики в традиционалистском художественном
мышлении и в нормативных поэтиках. 18 век и проблема топики в контексте нового
эстетического дискурса. Конец риторической культуры и проблема топики в контексте
индивидуальных стилей. Диалектика «вымысла» и «памяти» в словесном искусстве.
3. Сюжетная, образная и мотивная топика в историческом изучении. Мифология,
библеистика и фольклористика о литературной топике. «Бродячие сюжеты», «вечные
образы» и устойчивые мотивы в восприятии литературоведческих школ 19-20 вв.
(культурно-историческая школа, формализм, мифокритика, психоаналитический подход).
Компаративистика и ее роль в изучении литературной топики
4. Опыт теоретико-исторической модели литературной топики. «Общие места» в речевом,
сюжетном, образном и мотивном аспекте литературного произведения. Поэтика «общих
мест» литературного текста. Мотив как минимальный компонент художественного
произведения. Взаимоотношение мотива и сюжета. «Устойчивые сюжеты» как проблема
сравнительно-исторического изучения литератур. «Вечные образы» в генетической
перспективе. Проблема системного подхода в изучении литературной топики.
Список обязательной литературы: 1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению
действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981
2. Автухович Т. Поэзия риторики: очерки теоретической и исторической поэтики. М.,
2005 (Введение; Раздел I)
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. («О методе и задачах истории
литературы как науки»; «Поэтика сюжетов»).
4. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная риторика:
риторическая теория и литературная практика. М., 1991.
5. Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М., 1984 (статья А.М. Панченко)
6. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994
(статьи Е.М. Мелетинского, С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова)
7. Лахманн Р. Демонтаж красноречия: риторическая традиция и понятие поэтического.
СПб., 2001. (Введение: риторика и ее концептуализация)
Дополнительно
Список дополнительной литературы: Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.
М., 1987.
Curtius E. R. Europaeische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1972
Миллер Т.А. Аристотель и античная литературная теория // Аристотель и античная
литература. М., 1978
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995
Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004
Шорске К.Э. Превращения сада // Шорске К.Э. Вена на рубеже веков. СПб., 2001. С. 361-
416.
Автор программы – А. В. Белобратов
ЛИТЕРАТУРА

Цель специального курса состоит в том, чтобы, восполнив пробелы, исторически 
возникшие в системе преподавания на западном цикле, дать студентам твердое знание о 
структуре, методах и достижениях одной из существенных дополнительных дисциплин, 
связанных со сравнительным изучением литературного процесса. Предполагается 
ознакомить студентов с основными историческими сложившимися подходами, 
понятиями и терминами в изучении литературной топики в том объеме, который 
необходим для полноценного анализа литературного текста в контексте литературной и 
мифологической традиции.
Курс носит экспериментальный характер, обращая внимание студентов на систему 
базовых элементов западной письменной культуры и систематизируя возможные 
уровни анализа и основные комплексы литературных топосов как на уровне риторики и 
стилистики, так и в плане сюжетной и образной топики. С учетом знаний, получаемых 
студентами в филологическом просеминаре и на лекциях общего курса «История 
западной литературы», а также согласованно с содержанием теоретико-литературных 
курсов кафедры русской литературы, он рассчитан на студента, изучающего, наряду с 
родной русской, западные культуры и литературы в рамках компаративистики.
В результате занятий у студентов должны сформироваться: представление об истории и 
содержании основных подходов и понятий, используемых при изучении литературной 
топики; умение учитывать весь комплекс этих подходов и понятий при анализе отдельных 
литературных явлений и фактов на материале различных национальных литератур;
владение основной системой понятий и терминов, необходимых для анализа культурно-
исторических явлений; знание основных методов анализа литературных явлений и 
способность применять эти методы на практике. 
Структура и содержание учебных занятий
Структура курса: 
1. Литературная топика как предмет сравнительного литературоведения: 
2. Исторический очерк литературной топики
3. Сюжетная, образная и мотивная топика в историческом изучении
4. Теоретико-историческая модель литературной топики
Содержание курса:
1. Литературная топика – проблема объема предмета и терминологического описания 
в сравнительном литературоведении. Литературная топика как строительный материал 
культуры. Литературная топика как традиция и новация в культуре современности. 
Традиционалистская топика как система культурной памяти человечества. Проблема 
литературной топики в «высокой» и «массовой» литературе. Топика и риторика. Топика 
литературных сюжетов, образов и мотивов. Аристотель о понятиях «топос» и «топика». 
Топика как раздел риторики. «Об ораторском искусстве» Цицерона и проблема «общих 
мест» в системе построения текста. 
2. Аргументативная и интерпретативная функция топики. «Риторизация литературы» 
и «литературизация риторики» в античную эпоху. Топика христианской культуры 
в ее отношении к античности. Вико и проблема взаимоотношения топики и 
картезианской «новой критики». Роль топики в традиционалистском художественном 
мышлении и в нормативных поэтиках. 18 век и проблема топики в контексте нового 
эстетического дискурса. Конец риторической культуры и проблема топики в контексте 
индивидуальных стилей. Диалектика «вымысла» и «памяти» в словесном искусстве.
3. Сюжетная, образная и мотивная топика в историческом изучении. Мифология, 
библеистика и фольклористика о литературной топике. «Бродячие сюжеты», «вечные 
образы» и устойчивые мотивы в восприятии литературоведческих школ 19-20 вв. 
(культурно-историческая школа, формализм, мифокритика, психоаналитический подход). 
Компаративистика и ее роль в изучении литературной топики
4. Опыт теоретико-исторической модели литературной топики. «Общие места» в речевом, 
сюжетном, образном и мотивном аспекте литературного произведения. Поэтика «общих 
мест» литературного текста. Мотив как минимальный компонент художественного 
произведения. Взаимоотношение мотива и сюжета. «Устойчивые сюжеты» как проблема 
сравнительно-исторического изучения литератур. «Вечные образы» в генетической 
перспективе. Проблема системного подхода в изучении литературной топики. 
Список обязательной литературы: 1. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению 
действительности // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981
2. Автухович Т. Поэзия риторики: очерки теоретической и исторической поэтики. М., 
2005 (Введение; Раздел I)
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. («О методе и задачах истории 
литературы как науки»; «Поэтика сюжетов»). 
4. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная риторика: 
риторическая теория и литературная практика. М., 1991.
5. Историческая поэтика: итоги и перспективы изучения. М., 1984 (статья А.М. Панченко)
6. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994 
(статьи Е.М. Мелетинского, С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспарова) 
7. Лахманн Р. Демонтаж красноречия: риторическая традиция и понятие поэтического. 
СПб., 2001. (Введение: риторика и ее концептуализация)
Дополнительно
Список дополнительной литературы: Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. 
М., 1987.
Curtius E. R. Europaeische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1972
Миллер Т.А. Аристотель и античная литературная теория // Аристотель и античная 
литература. М., 1978 
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995
Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004
Шорске К.Э. Превращения сада // Шорске К.Э. Вена на рубеже веков. СПб., 2001. С. 361-
416.
Автор программы – А. В. Белобратов

 

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930