Курс имеет профессиональную направленность и рассчитан на студентов , завершающих обучение по программе бакалавриата.
В рамках курса студенты должны получить отчетливое представление об истории и месте теории литературы в кругу других филологических дисциплин, ее целях, задачах и инструментах; научиться осмыслять литературные явления в социально-культурном контексте; научиться использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных при решении социальных и профессиональных задач. Курс знакомит студентов с основным корпусом теоретико-литературных идей, представленных, во-первых, хронологически и, во-вторых, парадигматически, как принадлежащие системам представлений определенных школ и направлений гуманитарной науки.
Итоговая оценка складывается из следующих компонентов: 1. Подготовка к занятиям, участие в дискуссиях – 20 % 2. Промежуточное эссе – 30 % 3. Итоговое эссе – 30 % 4. Итоговый устный экзамен – 20%
Содержание курса
|
Занятие 1 Что такое литература? Литературоведение Vs.Теория литературы
|
Занятие 2 Платон и Аристотель: теория? «Автономность» художественного
|
Занятие 3 Мимесис и фикциональность. Традиционное литературоведение.
|
Занятие 4 «Формальная школа» ее дети и наследники.
|
Занятие 5 Деконструкция.
|
Занятие 6 Структурализм, постструктурализм I.
|
Занятие 7 Структурализм, постструктурализм II.
|
Занятие 8 Исторический подход и историцизм. История идей. «Новый историзм».
|
Занятие 9 Психоаналитические школы.
|
Занятие 10 Нео-марксистские теории.
|
Занятие 11 Ориентированность на читателя: герменевтика, феноменология, теория рецепции, теория речевого акта
|
Занятие 12 Culture Studies, пост-колониальная теория.
|
Занятие 13 Гендерноориентированные подходы и школы.
|
Занятие 14 Междисциплинарные подходы: социологизм, инсцитуционализм, литература и экономика
|
Занятие 15 Кризис теории?
|
Форма текущего и промежуточного контроля:
|
Промежуточное эссе объемом около 15 тысяч знаков на русском языке. Задача работы – продемонстрировать полученные навыки анализа и сопоставления на материале изученных за период текстов. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, но согласовывает с преподавателем. Работа предоставляется в электронном виде, в системе SAKAI.
|
Форма итогового контроля:
|
Итоговая письменная работа. Согласование темы и плана итоговой письменной работы производится на консультации с преподавателем. В работе должна быть поставлена и проанализирована проблема на материале не менее чем трех-четырех книг и статей. Объем работы: 20-25 тыс. знаков (с пробелами) на русском языке. Работа представляется в электронном виде, в системе SAKAI.
|
|
ЛИТЕРАТУРА
|
|
|
Каллер Дж. Теория литературы: краткое введение. М., 2006.
|
|
|
|
|
Компаньон. Демон теории. М. 2001.
|
|
|
Потебня А.А. Теоретическая поэтика. Москва, СПб, 2003.
|
|
|
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.
|
|
|
Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь, 2002.
|
|
|
The Cambridge History of Literary Criticism.Vol. 8. Cambridge, 2008.
|
|
|
|
The Cambridge History of Literary Criticism.Vol. 9. Cambridge, 2008.
|
|
|
|
|
|
Дополнительно
|
|
|
Теория Литературы. Под ред. Н.Д.Тамарченко. Том1-2. М. 2004. Eagleton, Terry. Literary Theory. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1996. Rice, Philip and Waugh, Patricia. Eds. Modern Literary Theory: A Reader. 4th edition. Rivkin, Julie and Ryan, Michael. Eds. Literary Theory: An Anthology. Malden, Massachusetts: Blackwell, 1998.
|
|
|
Перечень иных информационных источников
|
|
|
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://www.nlr.ru - Российсская национальная библиотека http://www.libfl.ru/ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино http://www.shpl.ru/ - Государственная публичная историческая библиотека http://www.rasl.ru/ - Библиотека Российской Академиии наук http://lcweb.loc/gov/ - Библиотека Конгресса США.
|
|
|
|
|