Теория литературы

Цели и задачи учебных занятий:

Общепредметные

Освоение общих методологических принципов гуманитарных наук

Развитие и расширение профессионального (филологического) кругозора слушателей

Расширение категориального и понятийно-терминологического аппарата;

Повышение уровня профессиональной компетенции;

Повышение уровня историко-культурной компетенции;

Развитие уважительного отношения к  культурным традициям

Специальные

Формирование способности создавать обоснованную и аргументированную интерпретацию художественного текста, опираясь на категории и понятия, принадлежащие к конкретным системам представлений школ и направлений теоретической мысли.

Курс имеет профессиональную направленность и рассчитан на студентов , завершающих  обучение по программе бакалавриата.

 

В рамках курса студенты должны получить отчетливое представление об истории и месте теории литературы в кругу других филологических дисциплин, ее целях, задачах и инструментах; научиться осмыслять литературные явления в социально-культурном контексте; научиться использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных при решении социальных и профессиональных задач. Курс знакомит студентов с основным корпусом теоретико-литературных идей, представленных, во-первых, хронологически и, во-вторых, парадигматически, как принадлежащие системам представлений определенных школ и направлений гуманитарной науки.

 

Итоговая оценка складывается из следующих компонентов:
1. Подготовка к занятиям, участие в дискуссиях – 20 %
2. Промежуточное эссе – 30 %
3. Итоговое эссе – 30 %
4. Итоговый устный экзамен – 20%

 

Содержание курса

Занятие 1 Что такое литература? Литературоведение Vs.Теория литературы

Занятие 2 Платон и Аристотель: теория? «Автономность» художественного

Занятие 3  Мимесис и фикциональность. Традиционное литературоведение.

Занятие 4  «Формальная школа» ее дети и  наследники.

Занятие 5 Деконструкция.

Занятие 6   Структурализм, постструктурализм I.

Занятие 7 Структурализм, постструктурализм II.

Занятие 8 Исторический подход и историцизм. История идей. «Новый историзм».

Занятие 9 Психоаналитические школы.

Занятие 10 Нео-марксистские теории.

Занятие 11  Ориентированность на читателя: герменевтика, феноменология, теория рецепции, теория речевого акта

Занятие 12  Culture Studies, пост-колониальная теория.

Занятие 13  Гендерноориентированные подходы и школы.

Занятие 14  Междисциплинарные подходы: социологизм, инсцитуционализм,  литература  и экономика

Занятие 15  Кризис теории?

Форма текущего и промежуточного контроля:

Промежуточное эссе объемом около 15 тысяч знаков на русском языке. Задача работы – продемонстрировать полученные навыки анализа и сопоставления  на материале изученных за период текстов. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, но согласовывает с преподавателем. Работа предоставляется в электронном виде, в системе SAKAI.

Форма итогового контроля:

Итоговая письменная работа. Согласование темы и плана итоговой письменной работы производится на консультации с преподавателем. В работе должна быть поставлена и проанализирована проблема на материале не менее чем трех-четырех книг и статей. Объем работы: 20-25 тыс. знаков (с пробелами) на русском языке. Работа представляется в электронном виде, в системе SAKAI.

 

ЛИТЕРАТУРА

Каллер Дж. Теория литературы: краткое введение. М., 2006.

Компаньон. Демон теории. М. 2001.

Потебня А.А. Теоретическая поэтика. Москва, СПб, 2003.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы).  Тверь, 2002.

The Cambridge History of Literary Criticism.Vol. 8. Cambridge, 2008.

The Cambridge History of Literary Criticism.Vol. 9. Cambridge, 2008.

Дополнительно


Теория Литературы. Под ред. Н.Д.Тамарченко. Том1-2. М. 2004.
Eagleton, Terry. Literary Theory. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1996.
Rice, Philip and Waugh, Patricia. Eds. Modern Literary Theory: A Reader. 4th edition.
Rivkin, Julie and Ryan, Michael. Eds. Literary Theory: An Anthology. Malden, Massachusetts: Blackwell, 1998.

Перечень иных информационных источников

http://www.rsl.ru/    -   Российская  государственная  библиотека
http://www.nlr.ru     -  Российсская  национальная  библиотека
http://www.libfl.ru/  -  Всероссийская  государственная  библиотека  иностранной  литературы им. М.И.Рудомино
http://www.shpl.ru/  -  Государственная  публичная  историческая  библиотека
http://www.rasl.ru/   -  Библиотека  Российской  Академиии  наук
http://lcweb.loc/gov/  -  Библиотека  Конгресса  США.

 

Автор программы – В. Г. Тимофеев

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930