История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века

Курс знакомит слушателей с основными тенденциями литературного процесса рубежа XIX – XX веков в соотношении с предшествующей традицией. Феномен “fin de siecle” в западноевропейской культуре рассматривается как этап формирования ведущих эстетических принципов литературы ХХ века. В задачи курса входит продемонстрировать студентам смещение эстетической парадигмы, происходящее в литературе на рубеже веков, от миметических установок классического реализма и натурализма к качественно новому пониманию принципов художественного изображения и мимесиса как такового в рамках литературных течений fin de siecle и 1910 – 1920-х годов; указать на изменения в наборе художественных средств поэзии, драмы и повествовательной прозы означенного периода, которые происходят параллельно и в связи с утверждением новых философских и мировоззренческих систем; на примере творчества отдельных авторов проиллюстрировать преемственность, с одной стороны, и полемику, с другой, существующие между ХХ столетием и веком XIX, осветить проблему традиции и новаторства в словесном искусстве изучаемого периода.

 

В результате занятий студенты должны иметь представление о многообразии культурного поля и сложных взаимосвязях в литературном процессе рассматриваемого периода, владеть основными литературоведческими категориями, применяемыми при описании литературы конца XIX – начала ХХ в., знать опорные художественные тексты, предлагаемые для анализа, и быть в состоянии указать на те особенности этих текстов, которые демонстрируют общие историко-литературные характеристики эпохи.

 

Наряду с лекционными занятиями проводятся коллоквиумы как по тематике лекций, так и расширяющие тематический репертуар курса. Самостоятельная работа студентов состоит в решении литературоведческой и/или историко-культурной проблемы на материале конкретных художественных текстов и по результатам собственной дополнительной подготовки, по двум направлениям: отвечая на вопросы преподавателя либо делая специальное сообщение (доклад) с привлечением различных информационных ресурсов по теме занятий.

 

Самостоятельная работа студентов организована вокруг чтения обсуждаемых текстов. Основными методическими приемами здесь являются направляющие вопросы преподавателя и заданный преподавателем алгоритм самопроверки. Как источник фактической информации и объект критической полемики студенты могут обращаться к учебникам «История западноевропейской литературы. XIX век. Англия» под ред. Л. В. Сидорченко, «История западноевропейской литературы. XIX век. Германия, Австрия, Швейцария» под ред. А. Г. Березиной, «История западноевропейской литературы. XIX век. Франция, Бельгия» под ред. Т. В. Соколовой и «Зарубежная литература ХХ века» под ред. В. М. Толмачева, а также имеющимся в открытом доступе сети интернет русские переводы художественных произведений и имеющиеся в Университете  цифровые ресурсы и базы данных специальных журналов, содержащих иноязычные научные статьи по проблематике курса.

 

Текущий контроль осуществляется на коллоквиумах в ходе работы над художественными текстами, опросов, сообщений по теме и их обсуждения. Возможно проведение дополнительного тестирования, проверяющего уровень начитанности студента, знания основных исторических событий ХХ века, используемой при описании литературного процесса специальной терминологии.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ финального контроля

1. Основные характеристики «декадентского» мировоззрения.
2. Французский символизм: история и теория.
3. Понятие «новой драмы» и положение в драматургии середины XIX века.
4. Ибсен и Стриндберг: у истоков современного театра.
5. Символистская драма.
6. Творчество Б. Шоу: традиция и новаторство.
7. Эстетизм в Англии.
8. Литературно-критические взгляды Г. Джеймса. Концепция «точки зрения» и формирование современной психологической прозы.
9. Феномен рубежа веков в истории европейской культуры. Основные тенденции литературной эволюции начала ХХ века.
10. Интроспективный метод художественного изображения в литературе к. XIX - н. ХХ в.
11. Спор «эдвардианцев» и «георгианцев» в освещении В. Вулф: проблема новаторства.
12. Модификации техники «потока сознания» в западноевропейской прозе 1910 – 1920-х годов (Пруст, Джойс, Фолкнер).
13. Изменения статуса художественного мира в художественной прозе к. XIX – н. ХХ в.
14.  «Роман в романе» и проблема авторского самосознания в литературе 1920х годов.
15. Феномен сложной/ элитарной литературы к. XIX – н. ХХ века и перераспределение культурного поля: проблема традиции.
16. Французский сюрреализм.
17. Эстетика драмы Л. Пиранделло 1920х годов.
18. Поэзия С. Малларме.
19. Поэзия П. Верлена.
20. Поэзия Ж.-А. Рембо.
21. Анализ одной из философских драм Х. Ибсена.
22. Анализ одной из социально-психологических драм Х. Ибсена.
23. «Фрекен Жюли» А. Стриндберга.
24. «Потонувший колокол» Г. Гауптмана
25. Анализ одной из одноактных пьес «театра молчания» М. Метерлинка..
26. «Синяя птица» М. Метерлинка.
27. Анализ одной из пьес О. Уайльда.
28. Анализ одной из пьес Дж. Б. Шоу.
29. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея».
30. «Дэзи Миллер» Г. Джеймса.
31. «Женский портрет» Г. Джеймса (или «Послы»).
32.  «Сердце тьмы» Дж. Конрада (или «Лорд Джим»).
33. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси.
34. Роман В. Вулф «На маяк» (или «Миссис Дэллоуэй»).
35. Роман Дж. Джойса «Улисс».
36.  «В поисках утраченного времени» М. Пруста.
37. «Контрапункт» О. Хаксли.
38. А. Жид. «Фальшивомонетчики».
39. Роман У. Фолкнера «Шум и ярость».
40. Роман Т. Манна «Будденброки».
41.  «Волшебная гора» Т. Манна.
42. Поэтика произведений Ф. Кафки («Превращение»; «Процесс» или «Замок»).
43. Л. Пиранделло. «Шесть персонажей в поисках автора» (либо «Генрих IV»).

 

ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная литература ХХ в./Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.
История западноевропейской литературы. XIX век. Англия / Под ред. Л. В. Сидорченко. М., СПб., 2004.
История западноевропейской литературы. XIX век. Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А. Г. Березиной. М., СПб, 2005.
История западноевропейской литературы. XIX век. Франция, Бельгия / Под ред. Т. В. Соколовой. М., СПб., 2003.
Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. / Под ред. Г. Косикова. М., 1993.

 

Дополнительно

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского.
Вулф В. Современная проза
Джеймс Г. Искусство прозы
Кундера М. Нарушенные завещания
Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте
Пруст М. Против Сент-Бёва
Хоружий С. С. «Улисс» в русском зеркале
Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Поэтики Джойса

 

Анализируемые тексты

1. С. Малларме. Стихотворения
2. Ж.-А. Рембо. Стихотворения. Озарения
3. П. Верлен. Стихотворения
4. Х. Ибсен. Пер Гюнт. Кукольный дом
5. М. Метерлинк. Слепые (Непрошеная). Синяя птица
6. М. Пруст. В поисках утраченного времени (1 из романов)
7. А. Жид. Фальшивомонетчики
8. О. Уайльд. Идеальный муж (Веер леди Уиндермир). Портрет Дориана Грея.
9. Дж. Конрад. Сердце тьмы (Лорд Джим)
10. Дж. Голсуорси. Сага о Форсайтах (1 из романов)
11. Дж. Б. Шоу. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион (Дом, где разбиваются сердца)
12. Дж. Джойс. Портрет художника в юности. Улисс
13. В. Вулф. На маяк (Миссис Дэллоуэй)
14. О. Хаксли. Контрапункт

15. Г. Джеймс. Дэзи Миллер. Женский портрет (Послы)
16. У. Фолкнер. Сарторис (Свет в августе). Шум и ярость (Авессалом, Авессалом!)
17. Г. Гауптман. Перед восходом солнца. Потонувший колокол
18. Ф. Кафка. Новеллы. Замок (Процесс)
19. Т. Манн. Новеллы. Будденброки. Волшебная гора.
20. А. Стриндберг. Фрекен Жюли. Соната призраков
21. Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора (Генрих IV)

 

Автор программы – И. А. Делазари

« Март 2024 »
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031