Культура авангарда в немецкоязычных странах

 

Цель специального курса «КУЛЬТУРА АВАНГАРДА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ
СТРАНАХ» состоит в том, чтобы пополнить знания студентов в области современной
культуры, дав им, по возможности, системные представления о ее характерных чертах и
основных тенденциях. Предполагается предложить слушателям различные теоретические
возможности изучения современной культуры и наиболее сложных ее составляющих,
связанных с традицией авангардистского искусства. Курс позволит студентам органично
соединить имеющиеся и полученные сведения с разнородным материалом, применяя
обретенные навыки литературоведческого и культурологического анализа.
Предполагается, что курс усовершенствует подготовку студентов, привлекая их внимание
к теоретическим проблемам и тем сложным для изучения культурным явлениям, которые,
в значительно степени, до сих пор оставались вне поля зрения как исследовательской
сферы, так и сферы образования.
Курс носит синтетический и экспериментальный характер, обращая внимание
студентов на те элементы культуры, которые можно рассматривать как провокацию
литературоведения и науки в целом.
В результате занятий у студентов должны сформироваться:
- представление о содержании основных подходов и понятий, используемых при изучении
художественной культуры;
- умение учитывать весь комплекс этих подходов и понятий при анализе отдельных
художественных явлений и фактов на материале различных национальных культур;
- владение основной системой понятий и терминов, необходимых для анализа культурно-
исторических явлений.
Курс состоит из четырех основных разделов:
I. Авангард как терминологическая проблема.
II. Экспериментальное наследие прошлого.
III. Исторический авангард
IV. Радикальные новаторы второй половины ХХ века
V. Экспериментальное творчество сегодня.
Разделы охватывают материал следующих тем:
1. Авангард как терминологическая проблема. Современные определения авангарда. Близкие по значению
термины.
2. Экспериментальное искусство и его разновидности.
3. Терминология авангардистов как элемент художественной культуры.
4. Экспериментальное наследие прошлого на примере визуальной поэзии разных эпох. Акустическая поэзия.
5. Экспериментальное наследие прошлого: поэзия бессмыслицы и критика разума.
6. Исторический авангард. Русский и итальянский футуризм: влияние на современную немецкоязычную
культуру.
7. Литературная революция как ключевое понятие экспериментальной культуры ХХ века
8. Дада. Сотворчество и связи футуристов и дадаистов.
9. Миф о дадаизме сегодня. Образы дадаистов в современной литературе.
10. Экспрессионизм – философские и мировоззренческие основания.
11. Искусство экспрессионизма в немецкоязычных странах: живопись, архитектура, музыка.
12. Поэзия экспрессионизма. Ф. Верфель, Г. Бенн.
13. Творчество Г. Бенна после 1945 года: «Все молчаливее».
14. Теодор В. Адорно и поэзия «после Освенцима». Творчество «Венской группы». Конкретная поэзия.
15. Движение к новой поэзии: Пауль Целан и Ингеборг Бахманн. Акустическое творчество Оскара
Пастиора.
16. Авангард после авангарда. Радикальные художественные эксперименты конца ХХ – начала ХХ1 вв.
Поэтические произведения Г. Бенна, П. Целана, И. Бахманн, Оскара Пастиора (по два-три
стихотворения каждого автора на выбор студентов)
Антология современной немецкоязычной поэзии. Свободный выбор студентов.
Дополнительно
Metzler Lexikon Avantgarde. Hrsg. Von Hubert van den Berg und Walter Fähnders. Stuttgart;
Weimar, 2009.
Lexikon der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur seit 1945. Hrsg. Von Thomas Kraft.
München, 2003.
Автор курса – Ю. В. Каминская

Цель специального курса «КУЛЬТУРА АВАНГАРДА В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ 
СТРАНАХ» состоит в том, чтобы пополнить знания студентов в области современной 
культуры, дав им, по возможности, системные представления о ее характерных чертах и 
основных тенденциях. Предполагается предложить слушателям различные теоретические 
возможности изучения современной культуры и наиболее сложных ее составляющих, 
связанных с традицией авангардистского искусства. Курс позволит студентам органично 
соединить имеющиеся и полученные сведения с разнородным материалом, применяя 
обретенные навыки литературоведческого и культурологического анализа. 
Предполагается, что курс усовершенствует подготовку студентов, привлекая их внимание 
к теоретическим проблемам и тем сложным для изучения культурным явлениям, которые, 
в значительно степени, до сих пор оставались вне поля зрения как исследовательской 
сферы, так и сферы образования.
Курс носит синтетический и экспериментальный характер, обращая внимание 
студентов на те элементы культуры, которые можно рассматривать как провокацию 
литературоведения и науки в целом. 
В результате занятий у студентов должны сформироваться:
- представление о содержании основных подходов и понятий, используемых при изучении 
художественной культуры; 
- умение учитывать весь комплекс этих подходов и понятий при анализе отдельных 
художественных явлений и фактов на материале различных национальных культур;
- владение основной системой понятий и терминов, необходимых для анализа культурно-
исторических явлений.
Курс состоит из четырех основных разделов:
I. Авангард как терминологическая проблема.
II. Экспериментальное наследие прошлого.
III. Исторический авангард
IV. Радикальные новаторы второй половины ХХ века
V. Экспериментальное творчество сегодня.
Разделы охватывают материал следующих тем:
1. Авангард как терминологическая проблема. Современные определения авангарда. Близкие по значению 
термины. 
2. Экспериментальное искусство и его разновидности. 
3. Терминология авангардистов как элемент художественной культуры.
4. Экспериментальное наследие прошлого на примере визуальной поэзии разных эпох. Акустическая поэзия.
5. Экспериментальное наследие прошлого: поэзия бессмыслицы и критика разума. 
6. Исторический авангард. Русский и итальянский футуризм: влияние на современную немецкоязычную 
культуру. 
7. Литературная революция как ключевое понятие экспериментальной культуры ХХ века
8. Дада. Сотворчество и связи футуристов и дадаистов. 
9. Миф о дадаизме сегодня. Образы дадаистов в современной литературе.
10. Экспрессионизм – философские и мировоззренческие основания.
11. Искусство экспрессионизма в немецкоязычных странах: живопись, архитектура, музыка. 
12. Поэзия экспрессионизма. Ф. Верфель, Г. Бенн.
13. Творчество Г. Бенна после 1945 года: «Все молчаливее».
14. Теодор В. Адорно и поэзия «после Освенцима». Творчество «Венской группы». Конкретная поэзия.
15. Движение к новой поэзии: Пауль Целан и Ингеборг Бахманн. Акустическое творчество Оскара 
Пастиора.
16. Авангард после авангарда. Радикальные художественные эксперименты конца ХХ – начала ХХ1 вв. 
Поэтические произведения Г. Бенна, П. Целана, И. Бахманн, Оскара Пастиора (по два-три 
стихотворения каждого автора на выбор студентов)
Антология современной немецкоязычной поэзии. Свободный выбор студентов. 
Дополнительно
Metzler Lexikon Avantgarde. Hrsg. Von Hubert van den Berg und Walter Fähnders. Stuttgart; 
Weimar, 2009.
Lexikon der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur seit 1945. Hrsg. Von Thomas Kraft. 
München, 2003.
Автор курса – Ю. В. Каминская

 

« Май 2024 »
Май
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031