Формулы, стили и топосы испанской классической поэзии

Цель курса – формирование систематических знаний в области  испанского стихосложения.

 

Содержание занятий

Основы стиховедения. Сущностное отличие стихотворной речи от прозаической. Метрика, строфика, фоника. Ритм и метр.  Системы стихосложения: силлабическая, тоническая; силлабо-тоническая, силлабо-метрическая, силлабо-мелодическая.
Основы испанского силлабического стихосложения. Счет слогов в испанской версификации. Строфика и рифма. Arte mayor y arte menor. Рифма: точная, дифтонговая, рифмоид. Ассонанс: точный, дифтонговый, неточный.
Испанская традиционная строфика: рareado, copla, seguidilla, redondilla, quintilla, sextilla, décima, zéjel.
Villancico и letrilla. Жанровая привязка этих строф. Песенность и сатиричность.
Romance. Специфика этой эпической формы и ее историческая судьба.
Сopla de pie quebrado и «Строфы на смерть отца» Хорхе Манрике. ubi sunt
Mester de clerecìa: Гонсало де Берсео «Чудеса Богоматери»; «Книга Александра» и «Книга Аполлония». Сuaderna vía. Хуан Руис, Протопресвитер из Иты «Книга благой любви». Структура, тематика.
Сopla de arte mayor. Аллегорическая школа: Хуан де Мена, Иньиго Лопес де Мендоса, маркиз Сантильяна.
Реформа Хуана Боскана и Гарсиласо де ла Веги. Одиннадцатисложник и его виды (enfático, heroico, melódico, sáfico, dactílico, galaico). Новые строфы: терцины, октава и сонет. Неоплатоническая концепция любви. Формула carpe diem и collige virgo rosas.  Система жанров: ода, послание, элегия, эклога. Мотивы античной мифологии.
Севильская поэтическая школа и творчество Фернандо де Эрреры. Драматизация петраркистских мотивов. Развитие жанра оды.
Саламанкская поэтическая школа и творчество Луиса де Леона. Формулы aurea mediocritas и beatus ille. Неостоицизм и мистицизм. Тереса де Хесус и Сан Хуан де ла Крус.
Основные черты эстетики барокко: пессимизм, эвристический и гносеологический пафос, диалектичность и динамизм, стремление к открытой форме, отражающей вечную изменчивость мира; монументальность и целостность мотива, любовь к эмблемам и аллегориям.
Луис де Гонгора и Арготе. Вершинность его поэзии, ее экспериментальный характер. Особенности поэтической техники, создание нового поэтического языка. Трансформация формул carpe diem и collige virgo rosas.  «Полифем и Галатея», «мифологическая» поэма в октавах. Архитектоника стиха, поэтика контраста, экфрасис. Сильва, «верлибр XVII в.». «Одиночества» как пространство эстетической утопии и возврат к золотому веку. «Микрокосм» и «макрокосм». Развитие формул  aurea mediocritas и beatus ille. Образы-иероглифы и образы-эмблемы. «Мифы в профиль». Судьба «гоногоризма» в испанской литературе.
Понятие концепта. Поэтическое творчество Франсиско де Кеведо, философские, моральные, сатирические темы в его поэзии. Слияние стоицизма и христианской идеи в концепте смерти. Форма и идея консептистского сонета. Аутентичность страсти, страдания.
Барочные поэты «второго ряда»: Хуан де Тассис и Вильямедиана, Луис Каррильо и Сотомайор, Сото де Рохас.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.
Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.
Испанская поэзия в русских переводах. 
Эткинд Е. Материя стиха. СПб, 1998.

 

Дополнительно

Гончаренко С.Ф. Стилистический анализ испанского стихотворного текста. М., 1988. 
Balbin R. de Sistema de ritmica castellana. Madrid, 1962.
Navarro T. Mètrica española: reseña historica y descritiva. Syracuse, 1956.

 

Автор программы – А. Ю. Миролюбова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930