Миф о Дон Жуане в европейской литературе

Спецсеминар

 

Цель курса состоит в том, чтобы дать представление о генезисе, структуре и особенностях бытования в разных историко-литературных контекстах мифа о Дон Жуане, одного из важнейших в европейской культуре. В задачи курса входит как ознакомление учащихся с теорией мифа, основами сюжетологии и ключевыми литературными фактами, поданными через призму иностранных влияний, так и повышение компаративистской компетенции.

 

Курс предназначен для магистрантов второго года обучения по специальности сравнительное литературоведение. Обучаемые должны владеть материалом основных курсов по истории европейской литературы.

 

Содержание занятий

1. Генезис и структура мифообраза Дон Жуана.
1.1. Генезис мифа.
1.1.1. Архаические черты трикстера в образе Дон Жуана.
1.1.2. Книдский миф об осквернении статуи Афродиты (Лукиан из Самосаты «Панфея, или Статуи», «Две любви»).
1.1.3. «Бродячий» общеевропейский сюжет об оскорблении умерших (черепа – могильной плиты - статуи), его связь с беззаконным эротическим началом. Русские былины о Ваське Буслаеве и Алеше Поповиче.
1.1.4. Специфика бытования сюжета на Пиренейском полуострове. Севильские предания о Дон Хуане Тенорио и Дон Хуане де Маньяра. 
1.2. Структура образа.
1.2.1. Двойная природа образа Дон Жуана как Обольстителя и Святотатца.
1.2.2. Дон Жуан в «земной» реальности – нарушитель связей, генератор хаоса.
1.2.3. Дон Жуан и мировая гармония, обеспеченная Богом или человеческим стремлением к идеалу.
1.3. Инварианты сюжета
1.3.1. Сюжет-фабула и сюжет-ситуация в концепции Л.Пинского.
1.3.2. Магистральная схема «преступления» и вариативность «наказания»/ «раскаяния и спасения».
1.3.3. Роль социума в сюжете, связь дон-жуановской фабулы с пикареской.
1.3.4. Каменный гость как гарант незыблемости мирового порядка.

2. Дон Жуан и другие мифообразы европейской культуры.
2.1. Дон Жуан и Дон Кихот как взаимодополняющие образы «этических личностей».
2.2. Дон Жуан и Фауст как выразители вечного движения к полноте самоосуществления. 

3. Образ Дон Жуана в истории мировой литературы.

3.1. Дон Жуан на пороге Нового времени.
3.1.1. Первая (и вершинная) литературная обработка сюжета: пьеса Тирсо де Молины «Севильский обольститель, или Каменный гость». 
3.1.2. Дон Жуан в итальянской «комедии дель арте», погружение сюжета в комическую стихию..
3.1.3. Комедия Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость»: модернизация образа в рамках магистральной сюжетной схемы, приспособленной к требованиям классицизма.
3.1.4. К.Гольдони «Дон Джованни Тенорио, или Распутник», партикуляризация сюжета вплоть до автобиографизма.    

3.2. Дон Жуан и романтическое двоемирие: вечная погоня за идеалом.
3.2.1. Опера В.А.Моцарта и представление любви как мелодии, а приключений Дон Жуана как вариаций на тему. Воплощение этого мотива в новелле Э.Т.А.Гофмана и эссе С.Кьеркегора. Поэма Н.Ленау.
3.2.2. Реализация «пикарескной» составляющей сюжета: поэма Д.Г.Байрона «Дон Жуан» (герой, плывущий по волнам жизни, и сюжет, призванный объять «человечество от Перу до Китая»).
3.2.3. Романтический Дон Жуан на родной почве: поэма Х.де Эспронседы «Саламанкский студент» и драма Х.Соррильи «Дон Хуан Тенорио». 
3.3. Дон Жуан в новейшее время.
3.3.1. Парадоксальные интерпретации (Б.Шоу, К.Чапек).
3.3.2. Парафраза, пародия и гротеск (образ маркиза де Брадомина у Р.М.де Валье Инклана и его эсперпенто «Наряд покойника»).
3.3.3. Экзистенциальность Дон Жуана у А.Камю.
3.3.4. Дон Жуан в эпоху постмодерна (Г.Бенн, М.Фриш, Торренте Бальестер). 
3.4. Дон Жуан в России.
3.4.1.Раннее бытование сюжета.
3.4.2. «Дон Гуан» А.С.Пушкина – вершинный синтез и корректировка ренессансной концепции любви; одно из наиболее полных воплощений сюжета.
3.4.3. Драматическая поэма А.К.Толстого «Дон Жуан».
3.4.4. Европейские мифы у Ф.М.Достоевского. Дон Жуан и «сладострастники» (Свидригайлов, Ставрогин).
3.4.5. Образ Дон Жуана у писателей Серебряного века (А.Блок, К.Бальмонт, В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Цветаева, Б.Зайцев)
3.4.6. Дон Жуан в русском ХХ веке (Д.Самойлов, В.Соснора). Русский Эрос.


ЛИТЕРАТУРА

Нусинов И.М. История литературного героя. М., 1958; Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989; Миф о Дон Жуане. Сост. В. Багно, СПб, 2000; Багно В.Е. Россия и Испания: общая граница. СПб, 2006; Менендес Пидаль Р. Избранные произведения: испанская литература средних веков и Возрождения. М., 1961; Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987

 

Дополнительно

Шульц Р. Пушкин и Книдский миф. Munchen, 1985.  Casalduero J. Contribucion al estudio del tema de don Juan en el teatro español. Madrid, 1975. Feal C. En nombre de don Juan. Estructura de un mito literario. Amsterdam-Philadelphia, 1984. Maeztu R.  Don Quijote, Don Juan y la Celestina: Ensayos en simpatia. Madrid, 1972. Said Armesto V. La leyenda de Don Juan. Madrid, 1968. Weinstein L. The Metamorphoses of Don Juan. Stanford Univ. Press, 1959.

 

 

Автор программы – А. Ю. Миролюбова

« Апрель 2024 »
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930