Античные традиции в европейской средневековой литературе

Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам в рамках специального курса  знания о литературном  функционировании античного мифа в европейском средневековье. Исключительное прочные связи средневековой культуры с ренессансной обуславливают включение в ряд целей курса подготовку к восприятию спецкурса о жизни мифологических мотивов и сюжетов в ренессансной культуре.

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен получить твердое представление об истории и содержании основных  понятий мифологии и медиевистики,  свободно ориентироваться в историко-генетических и компаративных концепциях, разработанных в ХХ веке на материале взаимодействия античной и средневековой культур,  использовать их в работе над квалификационными работами разного уровня.

 

Содержание занятий:

 

 

Понятие мифа и его исторической жизни. Связанный с мифом понятийный ряд.

Трактовки мифа в литературоведении. Теорико-литературное освещение мифа, его распада, сказки, топоса, сюжетной единицы, мотива. Мифоисторическая поэтика фольклора.
Органическая жизнь древнейшей мифологии в народно-смеховой культуре земледельческих народов Европы и её сложные отношения с христианской составляющей культуры.

 

Жизнь греко-римских  мифологем в средневековой историко-конкретной культурной реальности.

XIV век как перелом в отношениях учёно-античной мифологии и её адаптированных в народно-устной словесности форм. Преобладание учёного гуманизма начиная с Данте. Данте как эпохально значимая фигура указанного процесса, его исключительная влиятельность. Появление новых источников знания античной мифологии – Данте, вновь прочитанные Гомер, Боэций, Лукан, Сенека (к XV в.) Подражатели Данте, переводы на латынь и др. европейские языки. Хуан де Мена, маркиз де Сантильяна и др.

Овидий и его «Метаморфозы» в литературе Итальянского Ренессанса. Важнейшая роль овидианского источника . Вергилий и его влиятельность. Антично-мифологическое наследие в гномической и паремиологической областях. Своеобразие скрещивания учёно-античного и народно-мифологического в ренессансный период.

Усвоение античной мифологии в ренессансно- рыцарском романе ( «Амадис Галльский» и др.).

Мифологическая образность в литературе испнаского Ренессанса: Гарсиласо де ла Вега, Боскан, Уртадо де Мендоса.

Португальский Ренессанс и Са де Миранда. Итало-португальские связи.

Пасторальный жанр и его работа с античной мифологической образностью. Саннадзаро, Монтемайор, Гальвес де Монтальво, «Аркадия» Лопе де Веги.

Трактовка в романском средиземноморском Ренессансе  важнейших сюжетов и мифологических мотивов античности: Аполлон и Дафна, Тезей и Минотаавр, Похъищение Европы, Фаэтон, Филомела, Геро и Леандр, Нарцисс, Орфей, Суд Париса, Пирам и Тизба, Венера и Адонис.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Возрождения// Бахтин М.М. Соб.Соч. в 6 Т.Т.. – Т.5. М., 2008.
Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – любое издание
Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1977.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

 

Дополнительно

Голан А. Миф и символ. М., 1993.
Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.
Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. М., 1988.
Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и античного Рима. М., 1994.
Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1977
Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1986.
Топорова Т.В. О древнеисландских формулах Хаоса и Конца мира и их индоевропейских соответствиях // ВЯ, 1994, №4.
Burland C.A. Myths of Life and Death. London, 1974.
Cassier E. Language and Myth. New York, 1946.
Cossio J. Fabulas mitologicas. T.T. 1 -2/ Madrid, 1998
Eliade M. Traité d’histoire des religions. P., 1949.
Gener P. La mort et le diable. Histoire et philosophie des deux negations suprêmes. Paris, 1880.
Grimm J. Deutsche Mythologie. I-III. Berlin, 1875.
Herzberg, M.J. Myths and their meaning. Boston, 1931.
Kirk, G.S. Myths: Its meaning and functions in ancient and other cultures. London, 1970.
Onians R.B. The origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world, the time, the fate. Cambridge, 1954.
Woods, B.A. The devil in dog-form. A partial type-index of devil legends. Berkeley – Los Angeles, 1952.

 

Автор программы – О. А. Светлакова

« Март 2024 »
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031