Английская готическая проза

Спецсеминар

Цель спецкурса – дать слушателям концептуальное представление о так называемом «готическом возрождении» (Gothic revival) в Англии второй половины ХУШ века и его последствиях для судеб европейской литературы. Задача спецкурса – познакомить студентов с конкретными образцами сентиментальной, преромантической и романтической готической прозы, а также с проблемами ее изучения в отечественном и зарубежном литературоведении. Спецкурс призван способствовать формированию у слушателей четкого представления о генезисе, эволюции и повествовательной структуре английской готической прозы, ее основных разновидностях и крупнейших представителях.

Проведение коллоквиумов и круглых столов по тематике занятий, предполагающих самостоятельную работу студентов, где слушатель ставится перед проблемой литературоведческого характера, а знание открывается им самостоятельно, преподаватель же наводящими вопросами способствует привлечению дополнительных фактов истории и теории литературы, что ведет к всестороннему пониманию существа изучаемого предмета. При этом интерактивные формы могут иметь эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе работы компьютерных слайдов, дополненных звуковым сопровождением и элементами анимации.

 

Спецсеминар включает пять основных разделов:
1. Культурно-историческая ситуация в Англии второй половины ХУШ века.
2. Сентиментально-готический роман.
3. Преромантическая «готика».
4. Готическая проза в эпоху романтизма.
5. Судьбы жанра.

Методическим пособием в самостоятельной работе студентов с художественными текстами призваны служить конспекты лекций и подготовленные сотрудниками кафедры учебники:                                                           
▪  История зарубежной литературы XVIII века / Л.В.Сидорченко, Е.М..Апенко, А.В.Белобратов и др. Под ред. Л.В.Сидорченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.
▪  История западноевропейской литературы. XIX век: Англия / Л.В.Сидорченко, И.И.Бурова, А.А.Аствацатуров и др. Под ред. Л.В.Сидорченко, И.И.Буровой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Перечень выполненных для получения зачета работ:                                         .    –  успешное выполнение трех тестов;                                                                             
–  активное участие в коллоквиумах;                                                                         
–  выступление с кратким сообщением по одной из предложенных тем;                 
–  написание реферата на одну из предложенных тем.

 

– Тесты строятся по следующему образцу:
1. Социально-исторические предпосылки возникновения жанра готического романа в Англии второй половины XVIII века.
2. Назовите автора и произведение:
...Он со страхом ждал появления духа, о приближении которого возвестили гром и землетрясение. В смятении он смотрел по сторонам, ожидая увидеть посланника ада и сойти с ума от одного взгляда на него. Холодный озноб сотрясал его тело, и он опустился на колено, не в силах устоять…
3. Назовите представителей преромантической «готики».

 

– Примерная тематика сообщений и рефератов:
1. Хронотоп замка и его функции в романе Уолпола «Замок Отранто».
2. Эпиграфы и их роль в романах Анны Радклиф.
3. Функции пейзажных описаний в романе Радклиф «Удольфские тайны».
4. Стихотворные интерполяции и вставные эпизоды в романе «Монах».
5. Готические мотивы в романе Мери Шелли «Франкенштейн».
6. Своеобразие художественного пространства и времени в романе Метьюрина «Мельмот Скиталец».
7. Анализ одного из «рассказов с привидением».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Уолпол, Гораций. Замок Отранто / Пер.В.Шора // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука (Литературные памятники), 1967. С.5-104. – http://lib.ru/INOOLD/UOPOL/wallpoll1_1.txt 
2.  Ли, София. Убежище, или Повесть иных времен / Пер.И.Б.Проценко. М.: Ладомир, 2000.
3. Рэдклифф, Анна. Роман в лесу / Пер.Е.Малыхиной. М.: Ладомир, 1999. – http://fan.lib.rus.ec/b/306502
4. Радклиф, Анна. Удольфские тайны /  Пер.Л.Гей. М.: Терра, 1996. – Том 1. –http://lib.rus.ec/b/118082/read
Том 2. – http://i.posters.ec/b/118123
5.  Льюис, Мэтью Грегори. Монах / Пер. И.Гуровой. М.: Ладомир, 1993. – http://lib.rus.ec/b/140041/read
6. Шелли, Мери. Франкенштейн, или Современный Прометей. СПб.: Азбука-классика, 2001. – http://lib.rus.ec/b/288715/read
7. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Пер. А.М.Шадрина. М.: Наука (Литературные памятники), 1983.


Дополнительно:


1. Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Пер. А.М.Шадрина. М.: Наука (Литературные памятники), 1983. С.531-638.
2. Вацуро В.Э. Готический роман в России. М.: «Новое литературное обозрение», 2002.
3. Жирмунский В.М. Английский предромантизм  // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л.: Наука, 1981. С.149-174.
4. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма //  Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука (Литературные памятники), 1967. С.249-284. –  http://lib.ru/INOOLD/UOPOL/wallpoll0_2.txt
5. Скотт, Вальтер. О «Замке Отранто» Уолпола // Фантастические повести. Л.: Наука (Литературные памятники), 1967. – http://lib.misto.kiev.ua/PRIKL/SKOTT/wallpoll0_1.txt

 

Автор программы – А. А. Чамеев

« Март 2024 »
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031