У. Шекспир и английское национальное самосознание

Спецсеминар

Целью курса "Шекспир и английское национальное самосознание"
является расширение представлений слушателей о пьесах Шекспира,
как входящих, так и преимущественно не входящих в обязательный
общий курс по истории зарубежных литератур.
В задачи курса входит как анализ отдельных пьес Шекспира, так и
сопоставление в хронологической последова-тельности суждений о
Шекспире и его пьесах ведущих поэтов, прозаиков, драматургов, критиков,
взгляды которых способствовали формированию общетеоретических основ
английской литературы.
Основным результатом изучения материалов курса является четкое
представление о месте Шекспира в английском литературном процессе в
контексте меняющихся в веках социокультурных и политических идей на
основе изучения ведущих тенденций в современных школах шекспироведения.

Осваиваемые знания и навыки:

 

- расширенное представление об английской литературе эпохи Возрождения ;
- навыки использования полученных знаний при интерпретации рецепции пьес
Шекспира в других странах и в разные эпохи (от XVII до начала XXI веков);
- навыки оперирования понятиями и терминами, необходимыми для анализа
исторических, политических и культурных явлений исследуемого периода;
-навыки применения методов исследования и анализа литературных явлений.

Разделы

1. Основные тенденции в отечественной шекспироведении ХХ-начала XXI вв.
2. Идейно-нравственные и поэтологические проблемы драматургии Шекспира
в контексте формирования национального самосознания.
3. Система жанров в драматургии Шекспира.
4. Пьесы Шекспира: жизнь в веках.
5. Театрализация пьес Шекспира.
6. Интерпретация шекспировских сюжетов и мотивов в художественной
литературе ( конца XX - начала XXI вв. ).



Содержание занятий:

1. Основные тенденции в отечественном шекспироведении.
1.1. Основные тенденции в отечественном шекспироведении ХХ-начала
XXI вв. От преобладания вульгарно-социологического метода
исследования в 20-30-е гг;  упрощенного толкования драматургического
наследия Шекспира вплоть до середины 50-х гг. - к поискам новых путей
в интерпретации творчества Шекспира (ТРУДЫ А.А.Аникста, А.А.Смирнова,
М.М.Морозова, Р.М.Самарина, М.В. и Д.М.Урновых, Л.Е.Пинского и др.).
Сборники статей, посвященные 400-летию со дня рождения Шекспира
(Москва, Ленинград). Оживление шекспироведческих исследований в
связи с изменениями в теоретической основе отечественного
литературоведения (исследования М.М.Бахтина, Л.С.Выготского,
переиздания трудов классиков российского формализма). Вклад в
шекспириану - труды М.П.Алексеева, Ю.Д.Левина, В.П.Комаровой,
Н.Я.Дьяконовой, Е.И.Клименко, Б.Г.Реизова и др. Шекспир в практике
театра и кинематографа (труды и постановки Г.Козинцева). Споры об
авторстве Шекспира в конце XX - начале XXI вв.
1.2. Основные вехи биографии Шекспира (документы, свидетельства
современников, гипотезы, вымыслы, фальсификации). Периодизация
творчества Шекспира.
2. Идейно-нравственные и поэтологические проблемы  драматургии Шекспира
в контексте формирования национального самосознания.
2.1. Проблема национального самосознания и образ другого в исторических
хрониках Шекспира. Борьба за власть и гражданские раздоры (трилогия
"Генрих VI"). закон и насилие в жизни государства ("Король Джон", "Ричард
III"). Проблема идеального правителя ("Генрих V").
Источники, проблематика, традиции, композиционные стратегии пьес
Шекспира ("Буря", "Зимняя сказка", "Цимбелин").
2.2. Философско-этическая мысль эпохи возрождения и пьесы Шекспира.
Шекспир и Макиавелли ("Генрих VI", части 1, 3; комедия "Виндзорские
насмешницы" ).

2.3. Проблемы поэтологии пьес Шекспира. Поэтика "прямого
показа". Роль художественной детали в создании характера.
Образность речи персонажей. Вербальность мысли и риторические
приемы её выражения в контексте сюжетно-образной системы пьес
Шекспира. Цветовая символика пьес Шекспира.
3. Система жанров в драматургии Шекспира.
3.1. Общая характеристика жанровых форм в драматургии Шекспира.
Жанровое наполнение пьес: сочетание трагического и комического
начал, исторических и вымышленных фактов, наличие элементов
разнородных жанров.
3.2. "Неправдоподобные допущения" как форма художественной
условности в комедиях Шекспира. Типы комических персонажей.
"Самоосознанное комическое" как доминанта шекспировских комедий.
4. Пьесы Шекспира: жизнь в веках.
4.1. Рецепция наследия Шекспира во II половине XVII в.
4.1.1. Общая характеристика социальной атмосферы и литературного
процесса в Англии II половины XVII в.
4.1.2. Шекспир и Джон Драйден. Драйден как "отец английской критики"
и один из ведущих поэтов и драматургов страны. Теория драматического
искусства Драйдена. Сходства драйденовской  трактовки драмы с
аристотелевской трактовкой ("Поэтика") и различия в них.

4.3. Рецепция наследия Шекспира в XIX веке.
4.3.1. Общая характеристика социокультурного фона и литературного
процесса в Англии XIX века.
4.3.2. Шекспир и Сэмюэл Т .Колридж.
С.Колридж как выдающийся поэт и теоретик английского романтизма.
Теория романтической драмы Колриджа и его "Лекции о Шекспире".
Влияние идей немецкой идеалистической философии и трудов
немецких романтиков на анализ творчества Шекспира и их преломление
у Колриджа. Восприятие им Шекспира в аксиологической плоскости по
сравнению с немецкими романтиками, трактующими пьесы Шекспира с
гносеологических позиций (оценки "Гамлета", "Макбета"). Шекспир как
обладатель разума, интуиции, боговдохновенных таланта и творческой
способности, креативным воображением, суть которого - моральное
чувство, является философом искусства. Искусство как аспект
национального сознания, а хроники Шекспира как явления искусства
обусловливают превалирование в них идей с национальным самосознанием.
Применение Колриджем нового метода романтической критики, основанной
на замене классицистического правила "трех единств" требованием
"органического единства", присущего природе, человеку и искусству.
Выдвижение концепции "драматической иллюзии" с упором на креативное
воображение не только автора, но и зрителя, облегчающее их взаимодействие.

Б. Шоу в полемике с Л.Н.Толстым (очерк Толстого "О Шекспире и о драме").
Сходства и различия в оценках наследия Шекспира у Шоу, подходящего к
нему с эстетической точки зрения, и Толстого, рассматривающего его с
религиозных позиций.
Эволюция взглядов Шоу на Шекспира. Пьеса "Святая Иоанна" как самая
"шекспировская" в творчестве Шоу. Решение Шоу в шекспировских традициях
проблемы жанра пьесы как по форме, определив её "хроникой" наподобие
шексировской, так и по жанровому наполнению, синтезировав трагическое и
комическое начала. Подход Шоу к обрисовке характера Жанны д'Арк с
рационалистических позиций. Несогласие с тенденциозным шекспировским         
представлением Жанны д'Арк в его хронике "Генрих VI" (часть 1). Иная, по
сравнению с Шекспиром, трактовка проблемы взаимоотношения личности и
народа с добавлением мотива служения героини народу.

5. Театрализация пьес Шекспира.
5.1. Театральность драматургии Шекспира. Использование Шекспиром
театральности как основного художественного метода построения текста
и способа восприятия и познания мира театральными средствами. Роль
театральных традиций в пьесах Шекспира. Наличие в них элементов
мистериального театра, моралите, заимствований у римских комедиографов,
мотивов итальянской комедии. Следы влияния Сенеки; тем его трагедий, их
композиционных приемов, принципов построения стихотворной речи персонажа
("Ричард III", "Гамлет", "Макбет", "Тит Андроник").
5.2. Сценические интерпретации пьес Шекспира в XX - начале XXI веков.
"Архаисты" и "модернисты" в борьбе за сценического Шекспира. Мера
национального вкуса. Крупнейшие английские актеры в шекспировских ролях.
6. Интерпретация шекспировских сюжетов и мотивов в английской
художественной литературе XX - начале XXI веков.

6.1. Проблема границы шекспировского текста в контексте общего поля
культуры (произведения А.Мёрдок, Э.Бёрджесса, П.Акройда, феминистские
переделки шекспировских пьес ).

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ финального контроля


1.  Основные тенденции в отечественном шекспироведении XX -
начала XXI вв.
2. Проблема национального самосознания и образ Другого в
исторических хрониках Шекспира (трилогия "Генрих VI").
3. Проблема идеального правителя ("Генрих V").
4. Источники, проблематика, традиции, композиционные стратегии
пьес Шекспира (анализ по выбору; "Буря", "Зимняя сказка", "Цимбелин" ) .
5. Шекспир и Макиавелли.
6. Полифункциональная роль детали в обрисовке персонажа.
7. Риторические приемы выражения мысли в контексте сюжетно-образной
системы пьес Шекспира.
8. Цветовая символика пьес Шекспира.
9. система жанров в драматургии Шекспира.
10. Типы комических персонажей.
11. Шекспир и Джон Драйден.
12. Шекспир и Александр Поуп.
13. Шекспир и Эдвард Юнг.
14. Шекспир и Г.Филдинг.
15. Шекспир и Сэмюэл Т.Колридж.
16. Шекспир и Б. Шоу.
17. Театральность драматургии Шекспира.
18. Сценические интерпретации пьес Шекспира в XX - начале XXI вв.
19. Интерпретации шекспировских сюжетов и мотивов в английской
художественной литературе XX - начала XXI веков (анализ произведения)

Анализируемые тексты


1. "Генрих V"
2. "Генрих VI, часть 1"
3. "Буря"
4.  "Мера за меру"
5.  "Ричард III"
6.  "Троил и Крессида"
7. "Антоний и Клеопатра".



Автор программы – Л. В. Сидорченко

 

« January 2020 »
January
MoTuWeThFrSaSu
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031