• Вопрос 161
    Принадлежат ли производные предлоги к фразеологизмам? Например: «несмотря на», «вследствие» и подобные? Или сочетания типа: «несмотря ни на что»?
    Принадлежат ли некоторые образные вводные конструкции к фразеологизмам? Например: «стало быть», «между тем», «чего греха таить»?
    Вопрос вызван материалом, представленным в словаре: Учебный фразеологический словарь. — м.: аст. 1997. Автор: Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский.
    Ответ:
    Для ответа на ваш вопрос следует обратиться к определению фразеологической единицы. Фразеологическая единица — это общее название устойчивых выражений, которые отличаются от свободных словосочетаний тем, что они не создаются в процессе речи, а воспроизводятся в готовом виде.
    В зависимости от того, что именно признается обязательными свойствами фразеологической единицы (ФЕ), существует широкое и узкое понимание фразеологии.
    Широкое понимание фразеологии предполагает в качестве признаков ФЕ только воспроизводимость (то есть устойчивость состава и повторяемость) и неоднословность.
    Узкое понимание выдвигает на первое место среди признаков переносное значение (которое нельзя вывести из значений слов, входящих во ФЕ) и экспрессию. Такие Ф Е по значению равны одному слову: считать ворон — бездельничать; у черта на куличках — далеко.
    Если речь идет о словнике какого-либо словаря, то следует обратиться к определению и пониманию ФЕ, которое описано во Введении к этому словарю. То, что авторы словаря понимают под ФЕ, и будет включено в словарь.
    Очевидно, что авторы интересующего вас словаря предлагают компромиссный подход, так как в словарь включаются «фразеологизмы связочного характера: в то время как, до тех пор пока, лишь только, само собой разумеется, таким образом и др». Необходимость включения таких единиц в словарь продиктована функцией, которую они выполняют в речи. Они связывают и организуют текст в одно целое; придают тексту стройность и законченность.
    Объяснение такого понимания ФЕ содержится в описании цели составления данного словаря и аудитории.