Какую Россию мы любим

Источник: «ИА Росбалт», дата: 06.11.2012г.

Выставку, подобную этой, можно увидеть разве что на Западе, но петербургская богаче интонационно — многогранна и неоднозначна. Так можно охарактеризовать проходящую в Северной столице Балтийскую биеннале современного искусства 2012 года. Корреспондент "Росбалта" прогулялся по залам с куратором выставки, профессором, директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ Татьяной Юрьевой, поговорив об авангардном искусстве, перфомансах и их месте в современной жизни.

У биеннале "венецианский принцип" — проект разбит на подтемы и представлен на нескольких площадках. Основная — территория Rizzordi Art Foundation на Курляндской, 49. Прихожу сюда. Это большое не отремонтированное помещение, еще и без отопления, кажется более подходящим для производственного цеха. А тут на тебе — искусство. Попадая в такое художественное пространство, сначала чувствуешь себя странно. Но постепенно "входишь" в него.

В анонсе биеннале читаю: "Одной из сильных сторон петербургской культуры всегда были андеграундные инициативы или даже институции, которые, не входя в официальные списки "культурных организаций", создавали необходимый "культурный питательный бульон", из которого и вырастало питерское многообразие и своеобразие художественного контекста". Между тем петербургский андеграунд город по-прежнему не замечает, поясняет Татьяна Юрьева.

"Как послушаешь интервью госчиновников, сколько будет площадок и прочего. Но еще в 1990 году мы поставили вопрос о Музее современного искусства. И что? Да, мы есть — музей в СПбГУ. Но мы живем как в глухомани: ваши четыре стены, что хотите — то и делайте, — рассказывает она. — Трудно жить в городе, где не определена роль и значение комитета по культуре. Мы ведь в Петербурге — не в деревне".

Что мыслим оригинально, самобытно доказывает нынешняя биеннале. Как и предыдущие, она объединила работы из России, Германии, Польши, Эстонии, Швеции, Финляндии. Но главное — она блещет молодыми талантами (отдельный проект так и назван "Петербург/Новый слой"). Акцент на молодых художниках сделан целенаправленно.

"Молодежь — одна из сверхпопулярных тем современной культурной политики. Для самой молодежи биеннале — огромное событие в жизни, они выставились. В публичном большом проекте. Им же все площадки отказывали, не давали гранты. Это неправильно, они не должны дожидаться нашей смерти", — грустно констатирует профессор, много лет работающая с молодежью.

Представленные картины и имена выбирались не по "звездности". Для отбора использовался демократичный сетевой конкурс для молодых художников, в котором было рассмотрено более ста предложений. Четверть из них отобрали для показа.

На мой взгляд, самый любопытный — последний зал с "Золотыми словами" Владимира Путина. "Всем пора расслабиться — это надолго", — эта и другие фразы президента РФ высвечиваются среди мозаики желтого цвета. "Путин у нас — как знак времени. Куда же без него?" — поясняет Юрьева. Напротив изречений инсталляция Stillife Алексея Чижова — гора, на острую вершину которой "взгромоздился" огромный камень. Чудо ли или Сизифов труд увенчался успехом — судить зрителю.

А за горой виднеются фигуры пингвинов на дли-и-инных ногах. Как и зачем превратил эти морские птицы в нелепых страусов? Чтобы вышагивать по подиуму или маршировать в строю? Но явно, не чтобы не плавать...

В этом же зале очень питерские работы — закоулки местных дворов в серии Валентина Жмодикова "Парадно-проходная. Сон" и гобелены с конструкциями нашего житья-бытья Евгении Мачневой "Пейзаж #1". "Хоть сейчас в Эрмитаж! Вези по всему миру и побеждай!" — дает оценку работам Татьяна Юрьева.- Современные художники совершенно по-новому видят форму и взрывают старое. Они очень хорошо чувствуют время — я даже не ожидала. Это такой срез — в нем есть ирония и шутка, в нем нет никакой злости или агрессии, что радует".

Но все-таки агрессия может появиться, когда у человека рождается чувство, что ему в собственной стране не дают возможности высказаться. Тогда молодежь со всей энергией возьмет слово сама и выйдет на улицы. Уже выходит. Уличными перфомансами в двух столицах никого не удивишь. На выставке также есть работа, отсылающая к небезызвестным Pussy Riot: полиция-милиция в балаклавах и их цирковой номер (из серии Ивана Тузова "+18").

"Pussy Riot, конечно, не герои. И очень нелепо сделали им на халяву, бесплатно какую-то немыслимую рекламу. Это была трагическая ошибка — Россия и ее авторитет очень много потеряли. Сейчас иностранцы в Москве, когда проезжают мимо Храма Христа Спасителя, говорят: "О, Pussy Riot-храм". Эти девочки не заслуживают тюрьмы, но они и не заслуживают быть образцом для поколения", — убеждена Татьяна Юрьева.

После Pussy по Питеру тоже прокатилась волна — рисовали антицерковные картины, делали акции с распятием на кресте, зашиванием рта и прочее. "Слава богу, что в Петербурге не дали этому процессу разгореться, что не всем устроили такую рекламу, — замечает Юрьева. -  Общество должно быть умнее тех, кто нарушает законы, а церковь должна быть доброй, всепрощающей".

Можно долго говорить о том, что это "хлам" (по выражению одной из пожилых посетительниц биеннале), а вовсе не искусство. Не академическое, красивенькое и доставляющее эстетическое наслаждение. Глядя на работы биеннале, вспоминаю арт-группу "Война", которая создала в России своеобразный прецедент. За фаллос, поднимающийся на Литейном мосту, они даже получили госпремию "Инновация" в номинации "Произведение визуального искусства", учрежденную Министерством культуры.

"Люди старшего поколения должны стремиться понять это искусство — перешагнуть через свои рамки. Нельзя находиться в состоянии 60-х годов прошлого века, даже лучших годов. Нельзя. Прошло столько лет, вы очнитесь — это XXI век! — призывает Татьяна Юьева. — Мы живем в очень сложном, иногда страшном мире. Что вы хотите, чтобы вам сейчас ромашки рисовали и выставляли их? Это смешно! Очень многие живут в бедности и детей воспитывают в бедности. Это ведь дети не из богатых семей выступают и выходят на улицы — вот в чем дело. Градация общества, когда есть очень богатые и очень бедные, тяжело воспринимается людьми".

Обращаю внимание на серию комиксов-страшилок Григория Ющенко "Открове 2012". Картины иллюстрируют лозунги "Сладко от хруста сломанных тел", "От огненной ласки город вспотел" и другие. Такое ощущение нашего мира — варварского, странного...

Но Татьяна Юрьева не верит в то, что новое поколение все хочет разрушить. "Когда выставка монтировалась, я ходила и смотрела на лица художников — у них замечательные лица, они не несут войны. Просто с ними надо бережно, сейчас для нас это хрусталь — не бай бог, если он разобьется, — подчеркивает она. — Молодежь гораздо умнее нас в их возрасте. Только не надо им ставить преграды. И никаких назиданий быть не должно. Их нужно увлечь идеей. Такой идеей, к примеру, стал проект Балтийская биеннале. Они будут работать на общество, если общество их услышит".

В одном из залов биеннале вижу забрызганные грязью лица. Оказываюсь не права — это не грязь. Шоколад. "Внутренний шоколад" назвала свою серию Данита Пушкарева. Может, и вправду там шоколад, а грязь нам только кажется?..