Вы здесь: Главная Новости и события Новости В Университете совершенствуют учебный процесс по прикладной и экспериментальной лингвистике

В Университете совершенствуют учебный процесс по прикладной и экспериментальной лингвистике

В СПбГУ состоялось первое заседание совета образовательных программ бакалавриата «Прикладная, экспериментальная и математическая лингвистика (английский язык)» и магистратуры «Прикладная и экспериментальная лингвистика».

В состав совета вошли российские и иностранные преподаватели и исследователи, а также представители индустрии – выпускники этих образовательных программ СПбГУ. Председатель совета, руководитель группы статистического и гибридного перевода компании ПРОМТ Александр Молчанов открыл заседание, пожелав плодотворной работы его членам.

Заместитель начальника Управления образовательных программ СПбГУ Елена Меньщикова отметила, что подобные советы, состоящие на 80% из внешних экспертов, призваны помочь совершенствовать образовательный процесс в Университете. «В сентябре 2018 года утверждается новый образовательный стандарт, ‒ рассказала Елена Меньщикова. ‒ Нам необходим взгляд со стороны, и мы ждем очень активной обратной связи со стороны советов образовательных программ».

Заместитель председателя совета, доцент СПбГУ Илья Николаев (кафедра математической лингвистики) представил презентацию, посвященную принципам преподавания прикладной и экспериментальной лингвистики в СПбГУ. В этом году отмечают 60 лет со дня основания отделения прикладной лингвистики в Университете. Оно было основано в 1958 году и является первым в нашей стране. Образовательная программа, изначально созданная как междисциплинарная, ориентировалась прежде всего на лингвистический компонент в обучении.

«Мы стараемся, чтобы все студенты так или иначе были вовлечены в долгосрочные проекты, чтобы студенты не оставались в стороне и не пытались искать себя или своего научного руководителя на последнем курсе», – поделился Илья Николаев.

Важный аспект магистратуры – наличие сильной практической части. Каждый курс предполагает проведение соответствующей проектной деятельности. По мнению преподавателей кафедры, студенты магистратуры должны не просто обладать теоретическими знаниями, но и иметь широкий набор практических навыков.

Сегодня обсуждается возможность создания нового профиля магистратуры с преподаванием всех дисциплин на английском языке. Программа разрабатывается совместно с преподавателями Университета Стоуни-Брук (США). За рубежом существует запрос на специалистов в области компьютерной лингвистики в области русского языка, сообщил Илья Николаев. «Многие студенты, после нашего бакалавриата заинтересованы в том, чтобы продолжить свое образование в каком-то зарубежном вузе. Поступив в России на эту программу, студент смог бы потом, плавно продолжить обучение в США», – поделился он.

Обсуждая перспективы трудоустройства выпускников, Илья Николаев подчеркнул, что по окончании вуз молодые специалисты, с одной стороны, являются лингвистами, с другой стороны – инженерами. «Обладая широким спектром практических навыков в различных областях, наши выпускники успешно работали и переводчиками, и преподавателями, и учеными, и менеджерами, – поделился Илья Николаев. – Многие крупные компании на протяжении многих лет принимали на работу наших выпускников. Получаемые нами отзывы подтверждают, что наша концепция воспитания лингвиста с универсальными математическими навыками находит отклик со стороны работодателей. Наши выпускники конкурентоспособны, а также уверены в том, что при любых изменениях они смогут себя реализовать как профессионалы».

«К нам приходят выпускники школ, которые пока не имеют лингвистической специализации, – добавила доцент СПбГУ Ирина Азарова (кафедра математической лингвистики). – Широкий круг дисциплин в бакалавриате дает возможность найти свою нишу, свое место, понять свои интересы. Без начальных знаний, без понимания основ лингвистических подходов студенты начинают изобретать велосипед в прикладных задачах, делать тривиальные вещи».

После дискуссии о концепции формирования учебных планов и трендах современного рынка труда, члены совета образовательных программ договорились о дате и повестке следующего заседания.