МИП своими руками: как идею превратить в бизнес

Лучшая команда конкурса «Start-up СПбГУ» в этом году получит завидную сумму — один миллион рублей. Главное условие выигрыша — создать на эти средства малое инновационное предприятие (МИП) при Петербургском университете. Как молодым исследователям открыть собственное дело и чем в этом может помочь вуз, рассказал начальник отдела коммерциализации интеллектуальной собственности и трансфера технологий СПбГУ Александр Сергеев.

— Что такое малое инновационное предприятие и для чего оно нужно?

— Малое инновационное предприятие, или МИП, в котором соучредителем выступает Университет, — это хозяйственное общество, создаваемое с целью внедрения результата интеллектуальной деятельности, исключительные права на который принадлежат Университету. Создание МИПа с участием Университета — это один из механизмов трансфера технологии — передачи технологии от одного субъекта другому с целью ее внедрения, как правило, на коммерческой основе.

Обычно МИП — это общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, где одним из соучредителей является вуз либо научно-исследовательский институт, словом — центр, где создается интеллектуальный продукт.

Сегодня университеты становятся важной частью экономической системы и должны показывать, что их интеллектуальные продукты могут превратиться в продукты реальные — например, лекарства от ранее неизлечимых болезней, новые способы безопасной переработки отходов, оборудование и различные приборы с новыми характеристиками и т. п. МИПы нужны как раз для того, чтобы внедрить в производство ту или иную научную разработку, которая в итоге улучшит качество жизни людей или использование ресурсов в обществе.

— Много ли МИПов сегодня работает при СПбГУ? Есть среди их сотрудников молодые ученые?

— У нас таких предприятий 12. Один из самых успешных примеров — это ООО «Геологический центр СПбГУ» , созданный в конце 2011 года. Центр оказывает услуги в сфере геологического изучения недр различного профиля. У предприятия много заказов и хороший оборот, оно широко известно в России.

Другой успешный МИП — это ООО «Центр информационно-диагностических систем СПбГУ» , где разрабатывают программное обеспечение (ПО) для ядерной медицины. К примеру, специальные программы для томографов и других приборов, которые «просвечивают» организм человека. ПО не имеет аналогов в стране, поэтому пользуется популярностью у лечебных учреждений, НИИ, связанных с медициной, а также производителей продуктов радиоэлектроники. Это яркий пример импортозамещения. Есть предприятия, где работают в том числе молодые ученые: ООО «Нелокальные плазменные технологии», ООО «Лазерная химия» и другие.

— Чем СПбГУ может помочь начинающим бизнесменам в создании МИПа?

— Помощь — это всегда предоставление каких-то ресурсов. Прежде всего, нужно отметить, что сама юридическая возможность создания МИПа возникает тогда, когда университет готов предоставить право использования интеллектуальной собственности, правообладателем которой он является.

Одно из существенных нематериальных преимуществ — это бренд, имидж и репутация Санкт-Петербургского государственного университета, ведь малое предприятие создано с участием СПбГУ и, безусловно, ассоциируется с Университетом. Это отмечают все директора МИПов. Университет полностью берет на себя регистрацию предприятия, чтобы инициаторы МИПа не разбирались в том, как заполнять регистрационную форму, какие нужны документы, как писать устав, когда идти в налоговую инспекцию и так далее.

МИПам доступно оборудование Научного парка, а так как это наши предприятия, здесь возможны определенные льготные условия, которые могут быть прописаны в договоре. Благодаря созданию МИПов у сотрудников и студентов Университета появляются дополнительные источники дохода. Для студентов малое инновационное предприятие — это возможность, не отходя от парты, начать применять те знания, которые им дают на лекциях. Для научных сотрудников, занимающихся прикладными НИР, — это возможность протестировать свои разработки, выяснить, насколько эффективно их разработки решают практические задачи.

Отмечу также то, что для МИПов существуют льготы, предусмотренные государством. Одна из самых существенных — это сниженный размер выплат по страховым взносам. Для обычных предприятий в общем случае он составляет около 30 %, но для МИПов, созданных при вузах, на текущий момент — 14 %. Есть льготы и на аренду помещения в государственном образовательном учреждении: в первый год МИП может платить 40 % от размера арендной платы, во второй — 60 %, в третий — 80 %. Словом, статус МИПа дает определенные преференции.

— Можно ли совмещать работу на малом предприятии и учебу в СПбГУ?

— Кандидатуры гендиректоров обсуждаются на комиссии по созданию МИПов и согласовываются с руководством Университета. По остальным должностям в целом допускается, чтобы студенты, аспиранты и молодые ученые были сотрудниками малых инновационных предприятий.

— Где малое инновационное предприятие может найти средства на реализацию своего проекта?

— Сегодня государство предлагает достаточно много способов привлечения финансирования для компаний, которые находятся на начальной стадии развития. К примеру, в Фонде содействия инновациям реализуется ряд таких программ, самая популярная из них — «Старт». На эту программу подают заявки малые предприятия, чтобы привлечь средства и освоить выпуск и продажу продукции на основе своей разработки. Предприятия при СПбГУ зачастую сразу же работают с заказчиками из промышленности. Но прецеденты получения грантов тоже есть: у нас есть два МИПа, которые являются получателями грантов в том же Фонде содействия инновациям, — ООО «Геологический центр СПбГУ» и ООО «Научно-исследовательский центр информационных технологий СПбГУ».

— Как много стартапов становятся успешным бизнесом? И каким образом можно помочь молодым предпринимателям, которые хотят развивать наукоемкие технологии?

— Считается, что стандартный процент «выживаемости» стартапов не только в наукоемком бизнесе, но и вообще среди инновационных предприятий не превышает 10 %. Шанс «выстрелить» всегда есть, но эта работа требует очень большого энтузиазма и знаний, а чтобы начинающим предпринимателям их получить, нужна инновационная инфраструктура. В СПбГУ мы сегодня работаем над развитием деятельности бизнес-инкубатора — структуры, которая поможет молодому предприятию быстрее встать на ноги с помощью трех базовых вещей: обучения основам экономики предприятия и инновационного менеджмента, консультирования по прикладным вопросам ведения бизнеса, включая менторство со стороны экспертов из деловой среды, и налаживания деловых контактов.

На первом этапе мы планируем обсуждать самые базовые вопросы и ориентировать тех, кто только-только начинает интересоваться предпринимательством. Например, как отсегментировать рынок? Как строить политику ценообразования? Как увязать ценообразование и объем продаж? Как написать бизнес-план и зачем? Откуда привлечь финансовые ресурсы и как это сделать? По таким вопросам. Важно учиться не только у теоретиков, но и у предпринимателей, которые добились успеха и могут подсказать, в том числе в индивидуальном порядке, как не набить шишек. Помимо этого в бизнес-инкубаторе завязываются деловые контакты, которые помогают привлечь финансы и заказчиков.

Я думаю, что для ребят, принимающих участие в конкурсе «Start-up СПбГУ», инкубатор станет главным ресурсом, который поможет им превратиться из стартапа в стремительно растущий бизнес.