Гранты фонда «Русский мир»

Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация

В Санкт-Петербургском государственном университете при поддержке фонда «Русский мир» в 2017-2018 гг. ведется работа над подготовкой учебно-методического комплекса для высших учебных заведений Российской Федерации «Современное русское письмо: графика, орфография, пунктуация».

Необходимость создания нового учебно-методического комплекса по курсу «Современное русское письмо» обусловлена тем, что: 1) этот вузовский курс менее обеспечен учебниками и учебными пособиями; 2) в большинстве из них либо не затрагивается вообще, либо сведено к минимуму рассмотрение вопросов эволюции русского письма; 3) накопился большой новый материал, не получивший отражения в существующих пособиях, но требующий осмысления и в теоретическом и в практическом отношении. Учебно-методический комплекс будет включать в себя учебник, хрестоматию научных работ и терминологический словарь.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов бакалавриата и магистратуры высших учебных заведений, прежде всего классических и педагогических университетов. Но он должен быть востребован и более широким кругом читателей, поскольку новое отношение к визуальному облику текста становится сегодня одной из самых актуальных областей исследования во многих гуманитарных науках: лингвистике, философии, социологии, культурологи, искусствознании и т. п. В настоящее время речь идет уже о формировании особой дисциплины с условным названием «visual studies» и вполне сложившейся методологической спецификой и собственным инструментарием.

В реализации проекта принимают участие сотрудники СПбГУ:

  • М. Б. Попов — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка СПбГУ, член Орфографической комиссии РАН, автор научных работ в области истории русского языка, фонетики и фонологии современного русского языка, автор учебников «Старославянский язык» (СПб., 2013), «Фонетика современного русского языка» (СПб., 2014), которые включают большие разделы, посвященные теории и истории русского письма.
  • С. В. Друговейко-Должанская — член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии РАН, член Совета по культуре речи при Губернаторе Санкт-Петербурга, научный руководитель интернет-портала «Грамма.ру», автор более чем 130 печатных работ в области русистики, автор курса «Современное русское письмо».

В 2018 году в рамках гранта подготовлены следующие издания:

Лингводидактическое описание компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2)

В 2017-2018 году специалистами Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке фонда «Русский мир» ведется работа по созданию недостающего звена в системе Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ), связанной с лингводидактическим описанием компетенций в сфере русского языка как иностранного (уровень В2/ТРКИ-2). В отличие от начальных уровней владения РКИ, где языковые средства описываются в первую очередь по языковым уровням (лексика, морфология, синтаксис), уровни «независимого пользователя» требуют описания интегративного, исходящего из представления о речевой деятельности как главной задаче обучения, о тексте как единице порождения и восприятия речи.

Система ТРКИ, созданная в 90-х годах XX века на основе существовавших в то время лингвистических и методических подходов к изучению языка силами преподавателей Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов и Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, в целом позволила унифицировать систему оценивания уровня владения русским языком как иностранным, обеспечить конвертируемость квалификационных документов, принятых в разных странах. За этот период система была внедрена во все российские и многие зарубежные вузы. За время своего существования система претерпела ряд изменений и требует обновления. Оно возможно с учётом достижений функциональной лингвистики, продвижению которой данная система способствует, а также при разработке принципов коммуникативно компетентностной, креативной методики. Цель проекта — объективно и системно представить гипотетическую модель речевого поведения иностранца на определенном уровне владения РКИ (В2), соотносимом с общеевропейской шкалой; охарактеризовать его коммуникативную способность с прагматической точки зрения через описание ее составляющих: лингвистической, речевой, дискурсивной, социокультурной и стратегической компетенций.

Руководитель проекта — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного Т.И. Попова.

Промежуточные результаты проекта были представлены на международных конференциях в Венгрии, Болгарии, Москве.