Вы здесь: Главная Новости и события Новости Лингвисты СПбГУ — о том, как заинтересовать школьников языкознанием и когнитивными исследованиями

Лингвисты СПбГУ — о том, как заинтересовать школьников языкознанием и когнитивными исследованиями

21 февраля отмечается Международный день родного языка. Привить уважение к родной речи стремятся не только школьные учителя, но и преподаватели высшей школы.

Проект «Уроки настоящего», который в дистанционном формате проводит образовательный центр «Сириус», позволяет школьникам прикоснуться к тайнам языка. В реализации этого профориентационного проекта принимают участие лингвисты Университета — коллектив кафедры общего языкознания имени Л. А. Вербицкой и Института когнитивных исследований СПбГУ.

С 2017 по 2021 год было реализовано три цикла проекта, посвященных когнитивным исследованиям, под руководством директора Института когнитивных исследований СПбГУ профессора Татьяны Черниговской. В этом году в цикле под заголовком «Уроки настоящего восприятия речи» участвовали школьники с 7-го по 11-й класс со всей России, которые в формате школьных студий работали над решением задачи. Руководитель цикла — и. о. заведующего кафедрой общего языкознания имени Л. А. Вербицкой СПбГУ доцент Елена Риехакайнен — прочитала участникам «Уроков настоящего» лекцию на тему «Как раскрыть тайны восприятия речи?», в которой рассказала о психолингвистических методах изучения восприятия устной речи.

После лекции участникам цикла предстояло разработать дизайн собственного эксперимента, показывающего, насколько хорошо маленькие дети понимают слова, которые произносятся сокращенно (например, «пасиб» вместо «спасибо», «тока» вместо «только»). «Основная задача проекта — показать, чем занимается исследователь в нашей области. Люди не всегда понимают, что такое лингвистика: зачастую познания ограничены школьными уроками по русскому и английскому языкам, — рассказал аспирант, преподаватель СПбГУ Владислав Зубов (кафедра общего языкознания имени Л. А. Вербицкой). — Перед участниками мы ставим учебно-исследовательскую задачу, которая подразумевает, что они сталкиваются с реальной лингвистической проблемой и предлагают пути ее решения».

Подробности опубликованы на сайте СПбГУ.